Подписано Президентом: с 31 декабря в силу вступает закон об электронном взаимодействии нотариусов и ЗАГСов
20 декабря 2017 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 408-ФЗ, устанавливающий право доступа нотариусов к Единому государственному реестру ЗАГС. Для нотариусов такой доступ, прежде всего, необходим для запроса сведений о рождении, смерти, заключении и прекращении брака, отцовстве, смены ФИО, а также о внесении исправлений или изменений в соответствующие акты гражданского состояния.
Оперативное электронное взаимодействие нотариусов с органами ЗАГС позволит пресечь мошеннические схемы с использованием поддельных документов, подтверждающих родство, семейное положение граждан и др. Если не распознать фальшивку вовремя, недобросовестный заявитель может присвоить себе чужую собственность, распорядиться имуществом без согласия лиц, чьи интересы должны быть учтены в той или иной ситуации. Впоследствии, если полученная таким путем, к примеру, недвижимость, будет перепродаваться, то пострадать могут совершенно посторонние люди, по воли случая попавшие в цепочку собственников «проблемного» имущества.
Напомним, что до принятия соответствующего закона получение ответа на запрос сведений из органов ЗАГС могло занимать долгое время. Оперативному обмену информацией препятствовало отсутствие общей базы данных записей гражданского состояния, плохо налаженное взаимодействие внутри сети подразделений ЗАГС, несвоевременное обновление сведений и, как следствие, предоставление недостоверных данных нотариусу. Решить эти проблемы призван создаваемый Единый государственный реестр ЗАГС, откуда нотариусы смогут получать сведения напрямую.
В свою очередь, работа Единой информационной системы нотариата в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) уже не первый год показывает свою эффективность. На сегодняшний день нотариат успешно направляет электронные запросы и оперативно получает сведения из Росреестра, Налоговой службы, МВД, банков и других инстанций. Оперативная связь с ведомствами позволяет заметно сократить сроки осуществления ряда процедур, а также обеспечивает присутствие в гражданском обороте исключительно достоверных юридических сведений.