Как побороть долевую бессовестность
Телеканал «Москва 24» рассказал истории людей, чьи квартиры превратились в театр бесконечных боевых действий из-за того, что доля недвижимости их родственников оказалась в руках мошенников.
Герои репортажа — жертвы квартирного рейдерства. И все они не первый год держат оборону, пытаясь защититься от «профессиональных соседей», которые в борьбе за квадратные метры, не гнушаясь никакими методами, выживают из них законных беззащитных собственников, вынуждая их продать свою долю по цене значительно ниже рыночной или же требуя приобрести их долю по неподъёмной для жертвы цене. Кому-то «насолила» бывшая жена, желающая отомстить за старые обиды и подарившая ради этой цели свою долю совершенно постороннему человеку. Кто-то получил «удар» от родственников, желающих поскорее освободить жилплощадь и стать единоличным собственником. В общем, истории у всех разные, а схема, пользуясь которой нечистые на руку дельцы пытаются выжить хозяев из квартир, по сути — одна.
По закону любое лицо, решившее продать свою долю в объекте недвижимости, обязано, прежде всего, проинформировать об этом других совладельцев недвижимого имущества с целью реализации их права на преимущественную покупку указанной доли на реальных ценовых условиях. После чего участникам долевой собственности дается 30-дневный срок, в течение которого они могут заявить о своем желании приобрести предлагаемую к продаже долю. И только в случае неполучения ответа от совладельцев в течение указанного времени или их отказа от предложенной оферты, собственник получает право распорядиться имеющейся долей в пользу третьих лиц. Что важно — ценовые условия продажи доли должны совпадать с теми, что изначально были предложены совладельцам объекта недвижимости. До введения обязательной нотариальной формы для сделок купли-продажи, это правило зачастую игнорировалось, никто не проверял, уведомлены ли сособственники продавца. Как итог — огромное количество сособственников, права которых были нарушены, а также разгул «квартирного рейдерства».
Сделки с долями всегда были проблемным сегментом рынка недвижимости, наведение порядка в нем законодатель доверил нотариату, поручив нотариусам контроль за соблюдением преимущественного права покупки и обеспечение законности в сделках с долями, для того, чтобы уменьшить число подобных трагедий.
Одна мошенники нашли возможность реализации «темных» схем. Когда законодательно была установлена обязательная нотариальная форма для продажи долей, нечестные владельцы долей перешли к использованию договоров дарения. Так, если собственнику принадлежала 1\3 доля квартиры и он «дарил» 1\25 своей доли, одаряемый переставал быть «посторонним» и мог выкупить оставшуюся часть доли без участия нотариуса.
От подобных мошеннических действий пострадала героиня репортажа Екатерина Толмачёва, которой теперь приходится прорываться в собственную квартиру с боем. Половина квартиры принадлежит незнакомому человеку, который в свою очередь позволил жить в ней неизвестным Екатерине людям. Ранее жилплощадь принадлежала в равных долях её мужу и его бывшей супруге, которая согласилась продать им свою долю, но в день сделки выяснилось, что жильё уже подарено другому человеку. Муж Толмачёвой оказал сопротивление захватчикам, пытавшимся ворваться в квартиру. После чего он оказался за решёткой, Екатерина подозревает, что дело против ее супруга было сфабриковано.
Пенсионерка Ольга Морозова, чья племянница якобы подарила долю жилплощади профессиональному рейдеру после смерти матери, на протяжении двух лет не могла зайти в квартиру, и только после возбуждения уголовного дела о пропаже вещей, хозяйка смогла вернуться в свой дом. За это время недвижимость сменила несколько хозяев, а в целом противостояние сособственников длится уже 4 года. Законодателю удалось быстро прикрыть лазейку для мошенников полностью. В июне 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 172-ФЗ, которым была установлена обязательная нотариальная форма для всех сделок по отчуждению долей в недвижимом имуществе. Сегодня нотариусы контролируют все сделки с долями — продажу, мену, дарение. Нотариус, собираясь удостоверять сделку купли-продажи, обязательно проконтролирует, соблюдены ли права сособственников. Если речь идет о договоре дарения, нотариус тщательно проверяет, не является ли сделка притворной.
К сожалению, сейчас ещё ощущаются последствия сделок, совершавшихся до введения обязательной нотариальной формы, когда доли продавали бесконтрольно, и 1/6 квартиры могла быть разделена еще на десяток микродолей. Но сегодня ситуация на рынке недвижимости изменилась коренным образом. И можно смело говорить о том, что с появлением на нем нотариусов — высококвалифицированных юристов, которые несут полную ответственность за удостоверенные ими сделки, возможность реализации мошеннических схем с долями квартир сведена к абсолютному минимуму.
https://notariat.ru/ru-ru/news/kak-poborot-dolevuyu-bessovestnost