Квартиры у россиян начали отбирать с помощью украинских нотариусов

Алексей ОВЧИННИКОВ

Снял квартиру и пропал

Явно не думали жители Татарстана супруги Шайдуллины, что обычное желание подзаработать на сдаче пустующей квартиры в Казани приведет к ее потере. А дело было так. На объявление о сдаче их жилья в центре города арендатор нашелся быстро. Некий Гусев С. А. Представился бизнесменом, который ведет дела в Казани, и стороны ударили по рукам, заключив договор.

«Бизнесмен» исправно заплатил за первые два месяца съема квартиры. Сами супруги Шайдуллины живут далеко от Казани, поэтому присмотр за жильем и взимание платы поручили другу. А потом Гусев пропал - не отвечал ни на стук в дверь, ни на звонки. Очередной визит и вовсе удивил друга: оказалось, что кто-то уже сменил все замки...

Ситуация была странной, и тот оставил записку со своим телефоном, на который перезвонила гражданка Ч.: «Как это ваша квартира? Я ее недавно купила...»

Что почувствовали супруги Шайдуллины, когда им сообщили об этом, можно только догадываться... Но тотчас же помчались в полицию.

При чем здесь Киев?

Вроде бы банальная история. Но такой она выглядела до той секунды, пока не стало ясно, как именно мошенник провернул эту аферу, - у всех глаза на лоб полезли. Оказалось, что сразу после вселения в квартиру Шайдуллиных «бизнесмен Гусев» перепродал квартиру другому гражданину. При этом он предъявил весь пакет документов для сделки. Одна из главных бумаг в нем - нотариальная доверенность, в которой на официальном бланке говорилось, что Шайдуллины уполномочивают этого Гусева перепродать эту квартиру. И все бумаги были заверены нотариусом из... Киева!

Сомнений в достоверности бумаг у регистраторов не возникло. Новый владелец вскоре перепродал квартиру ничего не подозревающей гражданке Ч., которая выложила за нее 7 млн. рублей...

Но при чем здесь Киев-то, когда квартира - в Казани?

Урвать куш и исчезнуть

- Все дело в так называемой Минской конвенции от 1994 года, - объяснил «Комсомолке» начальник юридического отдела Федеральной нотариальной палаты (ФНП) РФ Александр Сагин. - Ее ратифицировали ряд стран СНГ, включая Украину. Суть ее в том, что документы, полученные в любой из стран-подписантов, не нуждаются в дополнительной легализации и взаимно признаются нашими странами. Достаточно лишь перевести документ на госязык. Но, как видим, этим воспользовались злоумышленники... Мы об этом вообще случайно узнали, ведь человек с украинскими документами не обязан идти к нашим нотариусам и пошел напрямую к регистраторам, а те не обязаны проводить какую-либо проверку.

- С другими странами есть такая же проблема?

- Попытки бывают, но это быстро обнаруживается, в других странах государство не потеряло контроль за нотариусами, и там идут навстречу, когда запрашивают подлинность документов. И найти мошеннника тоже можно, объявив в розыск.

- А на Украине?

Начальник юротдела ФНП РФ тяжело вздыхает.

- Там ситуация с контролем сложная. Вот смотрите, у нас на определенное количество населения жестко закреплено количество нотариусов, человек с улицы не может заняться этой деятельностью просто так, идет жесткий отбор. На Украине же нет квотирования и нотариусом может стать любой, достаточно подтвердить свое юридическое образование и заплатить пошлину. И все - получай официальные бланки и можешь совершать любые сделки: и гендоверенности лепить, и завещания... А потом, урвав куш, просто исчезнуть. Или отговориться: не было, не видел. Да и кто из наших силовиков туда поедет искать мошенников? Это нереально!

Без квартиры и денег

…А потом был суд, где все и выяснилось: никаких поручений о продаже квартиры Шайдуллины не писали, в эти дни границы России не пересекали, их подписи - грубо подделаны.

Пришел и ответ из Киева: «тот самый» нотариус знать ничего не знает, никаких сделок не удостоверял, бланк, на котором и была составлена «доверенность», «числится украденным у частного нотариуса Одесской области».

В общем, сделку в итоге признали незаконной и в конце августа счастливые Шайдуллины получили свое жилье обратно. А несчастная гражданка Ч., которая купила квартиру, осталась без нее и без денег. «Бизнесмен Гусев» же на суд так и не явился...

В решении суда досталось и управлению Росреестра по Татарстану. Мол, удостоверение сделок между гражданами РФ иностранным нотариусом «должно было вызвать сомнение и требовало действий регистратора по проверке их подлинности. При этом имелась возможность сопоставления подписей Шайдуллина».

И ЧТО ДЕЛАТЬ?

Не исключено, что аферы еще будут

Чтобы обезопасить себя от подобных историй, в Росреестре порекомендовали перед заключением договора купли-продажи запрашивать информацию из ЕГРП (Единого госреестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним). Но, оказывается, и это может не быть спасением.

- В расширенной выписке ЕГРП видны все зарегистрированные переходы прав собственности на эту квартиру, но в ней не отражается информация о том, что на каком-то этапе там были документы иностранного государства. В том числе мы не видим и украинские доверенности, - поведал «КП» замдиректора казанской риэлторской компании «Этажи» Максим Борисов. - Поэтому мы в компании ввели негласный запрет на сделки, в которых фигурируют украинские доверенности. В связи с непростыми отношениями между нашими странами и невозможностью проверки данных.

- На самом деле серьезная угроза? - снова спрашиваю у главы юротдела Федеральной нотариальной палаты РФ.

- Серьезная. Нельзя сказать, что это волна, но нам известно уже о пяти таких случаях. Но эта схема - та лазейка, которая допускает новый вид мошенничества. Не исключено, что такого рода аферы еще будут появляться.

- Может, на время разорвать этот договор с Украиной?

- Это вряд ли, ведь тогда и наши нотариальные бумаги там признаваться не будут, и пострадают граждане России, а у многих там родственники, имущество...

- И как быть?

- Конечно, в идеале хорошо, если бы наш нотариус в обязательном порядке перепроверял бы украинские бумаги. Может быть, установить это правило для каких-то конкретных сделок. Вообще, если есть сомнения, лучше обратиться к нашим нотариусам, потому что они как раз отвечают за свои действия. Они могут провести проверку. Как минимум сделают запрос к украинской стороне. И если не получат никакого ответа, вряд ли станут совершать какие-либо действия.

- А если и они ошибутся?

- Российские нотариусы в отличие от украинских несут полную имущественную ответственность - есть страхование таких случаев. То есть даже если наш нотариус ошибется, человек все равно не останется без денег.

http://www.kp.ru/daily/26633/3652544/