Проект изменений в Основы: общественное обсуждение.
Поскольку обсуждавшийся более пяти лет законопроект «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» будет дорабатываться, судя по всему, еще довольно долгий срок, в настоящее время практика точечного совершенствования существующего законодательства о нотариате признается более удачной моделью развития и законодателем, и исполнительной властью и, собственно, нотариальным сообществом. Федеральный закон No379-ФЗ был одним из наиболее удачных примеров этого направления. Недавно Министерство юстиции вынесло на общественную экспертизу проект нового Федерального закона о внесении поправок в «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате».
В числе предполагаемых новелл - организация за счет нотариального сообщества нотариальных контор в труднодоступных районах страны. Таким образом Минюст предполагает решать объективно важную задачу обеспечения населения страны доступом к услугам нотариуса, которая была поставлена Президентом России. И эта же задача стоит одним из приоритетов в деятельности Федеральной нотариальной палаты, которая в настоящий момент разрабатывает в инициативном порядке соответствующую программу помощи нотариальным палатам субъектов Федерации с тем, чтобы все округа были обеспечены нотариусами. В настоящий момент, по данным ФНП, остается всего около 40 свободных вакансий нотариусов в труднодоступных и малонаселенных округах. От того, насколько быстро и эффективно будет решаться эта задача, зависит результат решения другого немаловажного вопроса – передачи полномочий нотариуса главам местных администраций, что порождает, в свою очередь, ряд как уже возникших, так и потенциально еще более масштабных проблем.
Стоит отметить, что благодаря активной работе Нотариальной палаты Республики Карелия около недели назад в республике Карелия была заполнена последняя вакантная должность в удаленном округе Калевальского района. Это значимый факт с той точки зрения, что именно руководителем Республики Карелия на совещании с участием В.В Путина в Иваново была заявлена проблема доступности нотариусов населению.
Обращает на себя внимание предполагаемее расширение полномочий Минюста и нотариальных палат в области контроля за нотариусами. Одним из новых инструментов борьбы за «чистоту рядов» предлагается сделать приостановление полномочий нотариуса в ряде перечисленных в законопроекте случаев. Согласно проекту лишить полномочий нотариуса смогут за грубое нарушение законодательства при осуществлении нотариальной деятельности, в том числе, если он совершал действия за пределами нотариального округа, в котором назначен на должность. Нотариуса могут лишить полномочий за неисполнение в течение трех лет решения суда о компенсации вреда, причиненного по вине нотариуса. Кроме того, поводом для увольнения может стать привлечение нотариуса два и более раз к дисциплинарной ответственности на основании профессионального кодекса нотариусов. Лишить полномочий нотариуса могут и по состоянию здоровья, но это уже другая история. Приостанавливать же полномочия нотариуса предлагается, если, например, в суде слушается дело о лишении его должности. Но это, во-первых, может привести к закрытию единственной на территории нотариальной конторы, что вообще лишит граждан возможности обратиться к нотариусу. А во-вторых, на время длительных судебных разбирательств семья нотариуса может лишиться средств существования, из-за чего само помещение конторы может быть продано, или же придется расторгнуть договор аренды.
ФНП, со своей стороны, считает, что обеспечение должного контроля над профессиональной деятельностью нотариусов также является важной составляющей процессов по расширению сферы деятельности нотариата. При этом, учитывая принципиальную необходимость сохранения самоуправления нотариального сообщества, необходимо более тщательно разработать механизмы обеспечения объективности такого контроля, включая механизм возмещения вреда, причиненного нотариусу вследствие неправомерных действий по приостановлению его полномочий.
Помимо этого, Минюст РФ предполагает проводить проверку и в случае жалоб граждан, организаций и органов (государственных и местного самоуправления) на неоднократные или грубые нарушения нотариусами законодательства, если по этому поводу уже обращались в нотариальную палату или территориальный Минюст, но результаты заявителей не удовлетворили.
Здесь важно отметить, что на практике большинство жалоб оказываются необоснованными, связанными с тем, что граждане порой просто не понимают, что нотариус не вправе выполнять любые прихоти клиентов, особенно если это прямо противоречит закону. И, конечно же, объективность в процессе работы с такими жалобами является критичным фактором. Федеральная нотариальная палата в ходе обсуждения документа говорит о том, что контроль над деятельностью нотариуса должен находиться в гармоничном балансе с поддержанием условий для объективной и беспристрастной деятельности нотариуса. И, что крайне важно, не допустить создания условий для коррупционных проявлений.
Как указал не так давно в своем выступлении Министр юстиции РФ Коновалов А.В., «необходимо двигаться не по пути усиления государственного контроля за деятельностью правовых корпораций, а по пути эффективной ответственности за ненадлежащее качество оказания услуг адвокатами и нотариусами». «И мы, и Министерство юстиции работаем над тем, чтобы нотариальная форма защиты прав и законных интересов граждан распространялась на новые области гражданско-правового оборота, – подчеркивает президент ФНП Константин Корсик. – Несомненно, в этом плане вопросы качества контроля играют значимую роль. В то же время вплоть до настоящего момента система контроля профессиональной деятельности силами сообщества действовала эффективно, и к любым изменениям в этой области следует подходить взвешенно, предусмотрев все возможные последствия».
Некоторые СМИ, комментируя законопроект, выстраивают некие «логические комбинации», которые не выдерживают критики. Так, «Коммерсантъ» предполагает, что предлагаемые в законопроекте новации являются одним из методов «борьбы с так называемыми черными нотариусами, которые регистрируют заведомо незаконные сделки». И потому повышение ответственности нотариусов вполне логично, причем нотариус должен отвечать не только своим имуществом, но и имуществом аффилированных лиц. Однако это положение уже реализовано в действующем законодательстве, поскольку профессиональную деятельность нотариуса страхует не только он сам, но и нотариальная палата, причем на весьма значительную сумму.
В то же время «Российская газета» считает, что строгие требования к нотариусам необходимы с точки зрения расширения, в перспективе, сферы деятельности нотариата на те же сделки с недвижимостью, ведь «только тогда граждане, обратившиеся к нотариусу, получат повышенные гарантии защиты». В целом такая позиция вполне понятна. Человек, совершающий сделку с недвижимостью в нотариальной конторе, хочет быть уверен на все сто процентов, что свои деньги он не потеряет ни при каком раскладе.
При покупке дорогостоящего жилья никто, кроме нотариуса, не дает такой гарантии, отмечает «Российская газета». Кстати, по статистике нотариусы ошибаются крайне редко, подчеркивается в публикации. Так что страховщикам «не так часто приходится браться за кошелек».
В числе новелл законопроекта внимание СМИ привлекло также предложение запретить нотариусу иметь двойное гражданство. Несмотря на то, что в нотариате количество подобных фактов исчезающее мало, общая тенденция не допускать к действиям от лица государства людей, принятием чужого гражданства взявших на себя определенные обязательства перед иными государствами, вполне оправдана.
http://notariat.ru/news/law/12724/