Через приемную нотариуса
Этот блок
поправок связан с расширением прав нотариусов и случаями их обязательного
участия в регистрационных действиях. В частности, перечень сведений и
документов о юридическом лице, содержащийся в Едином государственном реестре
юридических лиц, дополнен сведениями о том, что юридическим лицом принято
решение об изменении места нахождения. Нотариусы включены в перечень адресатов
бесплатного предоставления в форме электронного документа содержащихся в
государственных реестрах сведений, включая сведения о конкретных юридическом
лице и индивидуальном предпринимателе. Расширен перечень сведений, подлежащих
обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах
деятельности юридических лиц за счет записи о недостоверности содержащихся в
Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о юридическом
лице, а также сведений о том, что им принято решение об изменении места
нахождения.
Кроме того,
скорректирован порядок представления документов при государственной регистрации
в части:
а)
возможности представления нотариусом по просьбе заявителя документов в
регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных электронной
подписью нотариуса, с использованием Интернета, включая единый портал
государственных и муниципальных услуг. Соответственно в случае представления
документов в регистрирующий орган нотариусом документы, подтверждающие факт
внесения записи в соответствующий государственный реестр или факт отказа в
госрегистрации, направляются регистрирующим органом нотариусу в форме
электронных документов;
б) при
внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода либо залога доли или части доли
в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью по договору
залога, который подлежит обязательному нотариальному удостоверению, заявителем
является нотариус, удостоверивший соответствующую сделку;
в) при
внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся
учреждения доверительного управления в отношении доли в уставном капитале
общества с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть участник
общества, исполнитель завещания или нотариус, учредившие это доверительное
управление.
Третий блок
изменений касается расширения прав ФНС России при проверке достоверности
сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. Так, с 1 января 2016 года установлено, что
проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится
регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их
достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц
относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава
юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ. Предусмотрен и
механизм такой проверки: инспекции ФНС смогут для этого:
а) изучать
документы и сведения, имеющиеся у регистрирующего органа, в том числе
возражения заинтересованных лиц, а также документы и пояснения, представленные
заявителем;
б) получать
необходимые объяснения от лиц, которым могут быть известны какие-либо
обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получать
справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проводить
осмотр объектов недвижимости;
д)
привлекать специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Отметим, что
основания, условия и способы проведения указанных мероприятий, порядок
использования результатов этих мероприятий должны быть закреплены в
соответствующем ведомственном нормативном правовом акте ФНС России.
Еще одним
важным моментом является прямое закрепление в законе, что государственная
регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности
сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. Кроме того, в случае, если у регистрирующего
органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений,
включаемых в ЕГРЮЛ в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица,
и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического
лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице,
содержащиеся в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе принять решение о
приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения
проверки достоверности сведений, но не более чем на один месяц. Решение о
приостановлении госрегистрации принимается в пределах срока, предусмотренного
для такой государственной регистрации.
В решении о
приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по
которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может
представить документы и пояснения, опровергающие предположение о
недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. Указанный срок для представления
заявителем документов и пояснений не может быть менее чем пять дней.
Таким образом, мы видим, что в своем стремлении противодействовать внесению недостоверных сведений в ЕГРЮЛ законодатель решил совместить корректировку уголовной политики в данной сфере с расширением прав налоговых органов и детальной проработкой случаев обязательного нотариального удостоверения как регистрационных действий, так и внесения изменений в уставные документы обществ с ограниченной ответственностью. Представляется, что такое сочетание должно дать наибольший положительный эффект и отдачу.
"Российская Бизнес-газета" - Налоговое обозрение №1023 (44)
http://www.rg.ru/2015/11/10/registr.html