Законопроект о реформе наследственных отношений не нашел поддержки в Кабинете министров
23 Июля 2015 года
Проект закона, который подвергся критике
Минюста, вызвал множество замечаний на «нулевых чтениях» в Общественной палате,
получил отрицательную оценку Совета по кодификации и совершенствовании
гражданского законодательства при Президенте РФ, не был поддержан Федеральной
нотариальной палатой, не одобрили и в Правительстве.
В опубликованном Правительством отзыве отмечается, что законопроектом
предложены кардинальные изменения в правовое регулирование наследственных
правоотношений, касающиеся практически всех институтов наследственного права,
что, по мнению кабмина, может иметь негативное влияние
на устойчивость гражданско-правовых отношений.
В отзыве отмечено, что законопроект должен быть основан
на тщательно проработанной концепции реформирования законодательства
Российской Федерации о наследовании с условием обязательного
её обсуждения с экспертным сообществом — нотариусами,
представителями науки, практикующими юристами.
Ранее на концептуальные недостатки проекта и на множество
проблем, возникающих при рассмотрении отдельных положений законопроекта,
обратили внимание представители нотариата, юридического сообщества
и научных институтов. «Законопроект предлагает якобы снизить расходы
граждан за счет снижения госпошлины, уплачиваемой нотариусу. То есть
нотариус будет получать условные 500 рублей за свидетельство о том,
что гражданин является наследником. На этом его роль будет исчерпана.
То есть наследникам, даже если среди них есть несовершеннолетние,
нетрудоспособные, инвалиды или просто малообеспеченные люди, придется самим
устанавливать состав наследства и каким-то образом его делить между
собой, — отметила член Комиссии ФНП по законодательной
и методической работе Александра Игнатенко, — то есть такое
понятие, как обязательная доля, попросту исчезает, а основной удар из-за
этого примет на себя самая незащищенная часть населения. Пострадают
и супруги наследодателя. Раздел наследства перейдет в суды, где
наследникам придется нести издержки гораздо более значительные, чем теперешняя
госпошлина, которая платится нотариусу. Я считаю, что задача, которая
преследовалась законопроектом, как я поняла, это помочь крупному бизнесу
в сохранении целостности после смерти владельца. Задача, в общем-то,
нужная и благая, ведь некоторые подобные предприятия могут даже являться
градообразующими, но она была решена в корне неверно. Нужно тщательно
изучить проблему и внести точечные изменения в действующее
законодательство, вместо того, чтобы в корне разрушать систему
наследования, которая сейчас отлажена и работает». Также на «нулевых чтениях»,
в Общественной палате, заведующая кафедрой гражданского права СПбГУ,
директор Института Нотариата СПбГУ Наталия Рассказова назвала отсутствие
концепции главной проблемой законопроекта: «Если в основе этих норм четкой
концепции нет, будет огромная нагрузка на суды, будут большие проблемы
и потери для граждан, если нотариус перестанет выдавать свидетельство
о праве на наследство и определять состав имущества».
В отзыве кабинета министров также отмечено, что «учитывая, что
законопроектом не предусматривается обязанность нотариуса установить
состав наследства, не представляется возможным определить, что именно
переходит по наследству к тем или иным лицам. В связи
с этим предусматриваемые законопроектом правила существенно затруднят
процесс раздела наследственного имущества, распоряжения участником долевой
собственности своей долей, а также создадут почву для многочисленных
злоупотреблений. Такое правовое регулирование вынудит наследников обращаться
в суд за защитой своих прав, что не только создаст для них
необоснованные затруднения, но и увеличит нагрузку на судебную
систему».
Правительство Российской Федерации не поддержало проект федерального
закона.