Реестр уведомлений о залогах движимого имущества: вопросы взаимодействия
Согласно положениям 379-ФЗ, с 1 июля начинает функционировать реестр уведомлений о залогах движимого имущества, работу которого обеспечивает Федеральная нотариальная палата. Помимо решения задач упорядочивания оборота движимого имущества, которое может находиться в залоге, этот реестр решает важную социальную задачу, а именно защиту граждан - добросовестных покупателей автомобилей на вторичном рынке.
Согласно положениям Закона, этот реестр ведется нотариусами России, которые вносят в него информацию, предоставляемую им залогодержателями. Техническая составляющая реестра разработана и уже запущена в тестовую эксплуатацию на тестовых данных, на которой сейчас происходит проработка механизмов взаимодействия с банками. Открытая часть этого реестра также появится в публичном доступе, чтобы любой гражданин мог свободно проверить самостоятельно, находится ли тот или иной предмет движимого имущества в залоге.
Задача проработки взаимодействия залогодержателей, прежде всего банков, и нотариата в части скорости обслуживания запросов на внесение в реестр, решение ряда процедурных вопросов, сегодня является весьма актуальной, что подтвердило состоявшееся в зале заседаний Федеральной нотариальной палаты совещание под председательством президента ФНП К.А. Корсика. Федеральную нотариальную палату также представляли директор Фонда «Центр инноваций и информационных технологий» Э.В. Махноносов, член Комиссии ФНП по законодательной и методической работе, член Правления МГНП И.В.Радченко.
В числе участников совещания также присутствовали: заместитель начальника Экономического управления Государственной Думы Д.В. Скрипичников, вице-президент «Сбербанк России» (ОАО) А.В. Попова, начальник Управления разработки и сопровождения продуктов Департамента автобизнеса «ВТБ24» (ЗАО) Д.В. Алферов, заместитель начальника Управления по работе с залоговым имуществом Департамента анализа рисков «ВТБ24» (ЗАО) Т.А. Усенко, руководитель направления Отдела систем кредитования «Альфа-Банк» (ОАО) С.Ю. Медведь, директор по развитию проектов ЗАО «Интерфакс» А.В. Юхнин и другие.
Обсуждался ряд важных технических и организационных вопросов, некоторые из которых могут потребовать доработки соответствующих нормативно-правовых документов.
Одним из принципиальных вопросов стала дата, с которой будут действовать юридические последствия приоритетности уведомления о залоге. Представители банковского сообщества назвали реальные, на их взгляд, сроки наполнения реестра актуальной информацией – 1 февраля 2015 года, соответственно, именно эта дата предложена в качестве даты, с которой будут действовать юридические последствия приоритетности залогов. Федеральная нотариальная палата, со своей стороны, поддерживает подобный подход.
Обсуждались вопросы обратной связи по направленным уведомлениям о залогах, вопросы повышения пропускной способности нотариусов по обработке таких запросов. Закон предусматривает незамедлительную обработку нотариусом поступивших от залогодержателя уведомлений, при этом регламентация взаимодействия является предметом совместных решений сторон. Член Правления МГНП И.В. Радченко предложил рассмотреть возможность направления уведомления о залоге движимого имущества еще до заключения договора с залогодателем, как это происходит, например, в Словакии.
Банки также должны выработать свои внутренние процедуры, вопросы регламента направления информации, чтобы с 1 июля процесс наполнения реестра стал бесперебойным. По заявлениям присутствовавших крупнейших банков страны, они заинтересованы в быстрейшем наполнении реестра актуальной информацией, при этом выдвинули дополнительные инициативы по функционалу самой информационной системы. В частности, было предложено вносить в реестр сведения о ранних обременениях предмета залога, так как подобная информация имеет высокую важность. По словам директора ФЦИИТ Э.В. Махноносова, такая техническая возможность существует, и ФНП может рассмотреть вопрос о доработке функционала.
По итогам мероприятия участники пришли к выводу о том, что 25 июня необходимо провести еще одно расширенное совещание, где более детально проработать заявленные вопросы и те, которые еще могут появиться в ходе подготовки к дате запуска реестра в открытую эксплуатацию. Президент Федеральной нотариальной палаты К.А. Корсик предложил обобщить вопросы и предложения представителей банковского сообщества по доработке регламентов взаимодействия и функционала электронного реестра, для чего создать широкую рабочую группу с участием представителей ФНП и банков.
http://notariat.ru/news/notariat/11633/