Специалисты ФНП ответили на вопросы регионов

Президент ФНП М.И. Сазонова, а также сотрудники ФНП Е.К. Волчинская, Т.В. Большакова, Э.В. Махноносов, Е.А. Чефранова и Т.Г. Голованова ответили на вопросы, поступившие из нотариальных палат субъектов РФ и от нотариусов, принимавших участие в видеоконференции.

Вначале президент ФНП дала разъяснения по ряду вопросов, связанных с организацией и проведением отчетно-выборных собраний в ФНП и региональных палатах. Речь шла, в частности, о необходимости присутствия в Москве на собрании представителей нотариальных палат тех лиц, которые будут выдвинуты палатами в органы ФНП. М.И. Сазонова подтвердила необходимость приезда в столицу тех нотариусов, кто претендует на занятие должности президента ФНП, члена Правления или члена Ревизионной комиссии.

На вопрос о сроках занятия должности президента региональной палаты был дан ответ, что норма о двух сроках не имеет обратной силы. Однако для тех лиц, кто на 1 февраля текущего года уже занимал должность президента палаты, текущий срок его полномочий может считаться первым из двух допустимых.

Т.В. Большакова также сообщила, что в Министерство юстиции РФ направлен запрос о том, кто должен представлять сведения о количестве нотариусов в каждой палате. Теоретически, эту информацию должны представлять территориальные органы Минюста, но не исключено, что будет достаточно справки, подготовленной в самой нотариальной палате.

Большая часть вопросов касалась процедуры передачи документов о сделках с недвижимостью в подразделения Росреестра. Так, например, по словам Е.А. Чефрановой, статус нотариуса подтверждается копией приказа о его назначении на должность, а статус работника нотариальной конторы, который передает или получает документы, должен быть подтвержден копиями приказа о приеме на работу и распоряжения, что на него возложены соответствующие обязанности. Причем это распоряжение может быть выдано как на определенный срок (скажем, на год), так и для передаче документов по конкретной сделке, как это практикуется в Москве.

Тариф за это нотариальное действие (1000 рублей) исчисляется в зависимости от количества пакетов документов, передаваемых в органы Росреестра, а не от числа лиц, участвующих в сделке. В то же время, если регистрации подлежит несколько объектов недвижимости, то на каждый готовится отдельный пакет, оплачиваемый по указанному тарифу.

Что касается оплаты государственной пошлины, то здесь надлежащим плательщиком является сторона в сделке, а не нотариус. При этом нотариус вправе самостоятельно оплатить пошлину в банке (в том числе и с помощью электронного платежа), но также лишь от имени стороны сделки.

Т.Г. Голованова рассказала о новом порядке свидетельствования копий с документов, не предполагающем проверку законности его содержания. По ее словам, можно засвидетельствовать копию, если в ней не нарушен публичный порядок (нет призывов к свержению существующего политического строя, к террористическим действиям и т.п.). В то же время копия ламинированного документа может быть засвидетельствована лишь в том случае, если этот документ был изначально пластиковым (СНИЛС, банковская карта). Были также даны разъяснения о том, как свидетельствуется копия с копий. Наконец, на вопрос, копии каких документов нотариус в принципе вправе засвидетельствовать, Т.Г. Голованова ответила, что здесь нужно руководствоваться единственным не отмененным до сих пор нормативным актом – Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1983 года № 979-Х.

Э.В. Махноносов ответил на многочисленные вопросы, касающиеся электронных реестров. Он заявил, что формы электронных документов еще находятся в разработке, так как закон в этой части претерпел изменения. Идут, в частности, согласования относительно необходимости сканирования образов ряда документов, их передачи в зашифрованном виде. Пока же нотариусы могут лишь потренироваться с той программой, которая была разработана до внесения в закон последних поправок и потому должна быть доработана в ближайшее время.

http://notariat.ru/news/notariat/10032/