Водителю доплатят за жадность
Один из примеров: в Санкт-Петербурге
у клиента известной страховой компании угнали застрахованную машину. Полиция
возбудила уголовное дело, но ничего не нашла. Естественно, человек пришел в
страховую компанию за теперь уже своими деньгами, однако получил отказ. Клерки
из страховой компании придрались к тому, что под договором стоит чужая подпись.
Как выяснилось,
клиент действительно попросил кого-то другого расписаться в бумаге, так как у
него самого болела рука. Но деньги-то за полис он отдавал не чужие, а свои. В
общем, слово за слово, дело дошло до суда. Причем к барьеру призвали обе
стороны: клиент подал иск, требуя денег. А страховщики во встречном иске
попросили признать договор недействительным.
Шпаги, то есть иски, так сказать,
скрестились. Судьи, разобравшись в деле, встали на сторону человека. По их
мнению, у страховщиков нет оснований говорить, будто бы тот здесь ни при чем.
"При заключении договора истец присутствовал, договор одобрил", -
поясняется в определении Верховного суда России. Более того, чуть раньше
компания уже выплачивала клиенту компенсацию в связи с тем, что его машина была
повреждена камнями.
То есть когда речь шла об
относительно небольших суммах, чужая подпись не помешала страховщикам увидеть в
человеке своего клиента. Что же изменилось, когда несчастья, а с ними и ставки,
возросли?
Как бы то ни было, суд пояснил
страховщикам, что сам по себе факт подписания договора страхования не
конкретным клиентом, а иным лицом по его просьбе не свидетельствует о
недействительности договора. Ведь и человек свою часть соглашения выполнял, да
и страховая компания знала, с кем имеет дело. Поэтому страховщиков обязали
расплатиться с человеком. Однако при этом нижестоящие суды усомнились, надо ли
штрафовать компанию за ее прижимистость.
По закону о защите прав потребителей
если с потребителем обошлись неласково в финансовом смысле, не заплатили всего,
что положено или отказали в каких-то законных просьбах, то суд должен
оштрафовать таких отказников. Обидчикам придется заплатить пятьдесят процентов
сверх суммы, которую с них взыщут. Так что принцип "скупой платит
дважды" оправдывается на все сто.
В случае со страховой компанией,
чтобы определить размер штрафа, надо сложить сумму положенной страховки,
моральный ущерб, судебные расходы клиента и т.п. Половина полученной суммы и
будет штрафом. Причем получить деньги должен именно клиент: так предписывает
постановление пленума Верховного суда России по делам о защите прав
потребителей.
Нижестоящие суды этот штраф решили
не назначать, ссылаясь на то, что страхование, мол, это не торговля и законы к
нему надо применять другие. Однако Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда России, рассмотрев кассационную жалобу, сочла такой подход
неверным. "Вывод суда апелляционной инстанции о том, что отношения по
имущественному страхованию не подпадают под предмет регулирования закона о
защите прав потребителей, является несостоятельным", сказано в определении
Верховного суда России. Страховщики должны расплачиваться за то, что нехорошо
поступили со своим клиентом. Поэтому решение было отменено в части, касающейся
отказа назначить штраф. Теперь нижестоящие суды должны пересмотреть дело и
определиться с суммой наказания.
В другом
решении Верховный суд страны пояснил, что такой подход
распространяется и на договоры страхования, заключенные
до 2012 года, когда было принято постановление пленума Верховного суда по делам
о защите прав потребителей. Закон не изменился, изменились взгляды на него, а
взгляд сильнее времени. Мало ли, как считали в прошлом, теперь даже на старые
договоры распространяются современные представления о правильном.
Хотя решения Верховного суда страны
касаются конкретных дел, они, несомненно, должны повлиять на судебную практику.
Потому что нижестоящие инстанции теперь знают позицию высшего суда, и решать
как-то иначе уже не с руки. Подобный подход распространяется на все виды
страхования: ОСАГО, КАСКО, любые другие полисы.
Между тем
Кстати, норма о штрафах в пользу
потребителя распространяются и на банки.
В одном из решений Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда России признала законным 50-процентный штраф, взысканный с банка за нарушение прав потребителя. Банкиры отказались выплатить человеку деньги, которые он хранил у них. Якобы его счет был арестован. На самом деле счет на тот момент был чист, банк был просто обязан отдать человеку деньги. Поскольку этого не произошло, суд назначил банку штраф в размере 50 процентов от взысканной суммы. В нее вошли, помимо собственно денег со счета, еще судебные расходы в размере 20 тысяч рублей, компенсация морального вреда, неустойка и государственная пошлина.
"Российская газета" - Федеральный выпуск №6289 (17)
http://rg.ru/2014/01/28/zhadnost.html