Расценки на услуги нотариусов будут расти каждый год

Почти три года ведется работа над новым законом о нотариате и нотариальной деятельности. Такая медлительность стоила нотариусам дорого: отсутствие документа стало формальной причиной отказа Госдумы ввести обязательное нотариальное оформление сделок с недвижимостью для физлиц. В мае 2013 года единоросс Павел Крашенинников на IV Конгрессе нотариусов России даже пригрозил Минюсту внести альтернативный документ, если чиновники не поторопятся со своим. Правда, в августе он был гораздо благосклоннее к министерству и отмечал, что разрабатывать проект "должны те люди, которые будут контролировать" нотариат. Возможно, он знал, что ровно через месяц ведомство Александра Коновалова обнародует новую версию законопроекта.

Только обновленная Минюстом редакция проекта стала сюрпризом для нотариата. Недоумение у Федеральной нотариальной палаты вызвало намерение министерства сохранить дуализм в системе: государственный и внебюджетный нотариат. ФНП на протяжении многих лет стремилась устранить государственных нотариусов, которых в стране осталось чуть более двух десятков, они работают в отдаленных районах. (Подробнее "Не только мы изумлены"). В результате вчера Крашенинников внес в Госдуму свой вариант закона "О нотариате и нотариальной деятельности".

Частный сектор победит

К удовольствию ФНП, проект "разработан в русле традиций латинского нотариата" — государственных нотариусов не будет. Финансированием коллег в отдаленных районах, где предоставлением услуг населению заработать не удастся, займется ФНП. При этом для таких районов допускается и иная форма обеспечения доступности нотариальных услуг населению - выезды нотариусов из других нотариальных округов для приема граждан и организаций. Это тоже будет делаться за счет ФНП.

Разошлись взгляды Крашенинникова и Минюста и на необходимое количество нотариусов в стране. Когда обсуждалась идея обязательного нотариального оформления сделок с недвижимостью, и чиновники, и сообщество опасались, что нагрузка на нотариусов возрастет. Минюст решил подстраховаться — предложил число нотариусов увеличить за счет сокращения предельно допустимой численности населения, которое обязан обслуживать нотариус. Так, в частности, Минюст предлагал для Москвы и Санкт-Петербурга понизить норму с 15 000 до 12 000 человек на нотариуса, а для городов — с 20 000-25 000 до 15 000 человек. В муниципальных районах, говорится в проекте Минюста, нотариус должен обслуживать не 25 000-30 000 человек, а всего 17 000. Однако Крашенинников намерен оставить действующие ограничения. При этом он допускает, что территориальный Минюст сможет увеличить число нотариусов в регионе, если граждане, организации будут жаловаться ему на трудности в доступе к нотариусам, либо предложить "иные способы" решения проблемы, предусмотренные законодательством о нотариате. Минюст предлагал другой вариант: он мог бы корректировать эти цифры по ходатайству администрации субъекта, нотариальной палаты совместно с территориальным органом юстиции.

К радости нотариусов расширяется перечень нотариальных действий, среди прочего появятся удостоверение торгов, предоставление заявлений в регистрирующий орган. Регламентируется и страхование ответственности нотариуса: он должен страховать свою индивидуальную ответственность, региональные нотариальные палаты — коллективную ответственность, а ФНП будет создавать гарантийный фонд. Если страховка и гарантийная касса не покроет убытков, то нотариус будет рассчитываться своим имуществом с клиентом, которому был причинен ущерб нотариальным действием (установлен решением суда). При этом по законопроекту убытки подлежат возмещению в полном объеме, как и моральный вред недовольному клиенту, например, в случае разглашения нотариальной тайны.

Минюст сможет лишить нотариуса работы

Государственный контроль за нотариусами должен усилиться, вслед за Минюстом предлагает Крашенинников. Сейчас налоговики проверяют финансовую деятельность нотариусов, а профессиональную сторону — региональная нотариальная палата. Обратиться в суд с заявлением о лишении нотариуса полномочий может только она. Единоросс считает, что Минюст и его территориальные управления тоже должны иметь возможность проверять работу нотариусов, но объем и порядок такого контроля должен быть согласован с нотариальной палатой. Минюст должен заняться рассмотрением жалоб граждан и организаций, недовольных решением конфликта в нотариальной палате, а также жалоб нотариусов или нотариальных палат на нарушения со стороны территориального органа Минюста во время проверки. Чиновники министерства, либо его управлений, выявив нарушение у нотариуса, будут отправлять в нотариальную палату представление о применении к нотариусу дисциплинарных мер или отстранения его от должности. Отчитаться о рассмотрении представления палата должна будет в течение месяца, если этого не произойдет, чиновники будут вправе поставить вопрос о переизбрании главы и правления нотариальной палаты субъекта. Кроме того, Минюст, не дождавшись ответа, сможет отправить в суд требование об отстранении нотариуса от должности, а заодно самостоятельно приостановить его статус до окончания судебного разбирательства.

Такие новые полномочия Минюста в ФНП не нравятся. "В законопроекте Минюста [приостановление полномочий] допустимо по решению суда, а не в административном порядке, как предлагается в альтернативном документе, — говорит источник в ФНП. — И в том, и в другом случае не предусмотрен механизм компенсации, в случае выявившегося отсутствия оснований для приостановления". Действительно, в законопроекте Крашенинникова лишь упоминается, что если суд откажется "увольнять" нотариуса, то Минюст просто отменит собственное решение о приостановлении его статуса.

Кто диктует цену

Новые принципы определения размера нотариального тарифа перекликаются в альтернативных законопроектах. Сейчас тарифы на нотариальные действия определяются двумя законами — Основами законодательства о нотариате и Налоговым кодексом. Минюст считает, что эти расценки должны определяться по правилам, устанавливаемым правительством, постановления которого об изменении тарифов можно принимать быстрее, чем менять законы. Крашенинников предлагает вариант лаконичнее: размеры нотариальных тарифов определяются правительством. Авторы двух законопроектов намерены отменить самостоятельную плату за правовую и техническую работу нотариусов (сбор документов, написание, консультации), которая подчас в разы превышает нотариальный тариф. Расценки на этот вид услуг сейчас диктуют нотариальные палаты. Вместо этого Крашенинников обещает, что размер тарифа будет определяться правительством исходя из сложности действия, а также из необходимости обеспечения доступности нотариальных действий, доходности работы нотариата и страхования вреда клиенту. Отражено в законопроекте и пожелание нотариусов - ежегодная индексация нотариальных тарифов.

Как стать нотариусом и остаться им

Новшества ожидают работающих нотариусов, и тех, кто только желает ими стать. Сегодняшнее понятие "лицензия на осуществление нотариальной деятельности" в законопроекте Крашенинникова не упоминается, как нет в нем и "квалификационного свидетельства", внедрить которое намеревается Минюст. Поэтому нерадивых нотариусов будут не лишать лицензии, а "прекращать их полномочия", либо "отстранять от должности". Немного изменится процедура конкурса на должность нотариуса. Сейчас порядок конкурса определяет Минюст совместно с ФНП. По действующему положению Минюста, комиссия оценивает представленные конкурсантами документы, результаты сдачи квалификационных экзаменов, а "при необходимости может проводить индивидуальные собеседования с конкурсантами". Крашенинников предлагает сделать такие собеседования обязательными. Если баллы у нескольких кандидатов будут одинаковыми, то преимуществом будет обладать тот, кто более трех лет работал в труднодоступных местностях. Эту привилегию кандидат может использовать только один раз. Если же обладателей одинаковых оценок и "льготы" будет несколько, то окончательное решение будут принимать члены конкурсной комиссии открытым голосованием. При равном числе голосов ставить точку будет председатель конкурсной комиссии. Претендент сможет обжаловать решение конкурсной комиссии сначала в Минюсте, а потом — в суде.

При этом, как и Минюст, Крашенинников предлагает установить возрастные ограничения для нотариусов: работать по профессии можно будет с 25 до 70 лет. По достижению 70-летнего возраста полномочия нотариуса прекращаются автоматически. Но всех пожилых нотариусов на пенсию отправлять сразу не станут — им дадут еще три года, чтобы доработать.

Также заканчиваются полномочия и у умерших нотариусов, признанных недееспособными полностью или частично, получивших гражданство другой страны, вступивший в силу обвинительный приговор суда либо судебного решения о применении принудительных мер медицинского характера. Крашенинников забросил удочку и на будущее: не смогут быть нотариусами и признанные по суду банкротами. Через суд нотариусов будут "отстранять от должности" по требованию нотариальной палаты или территориального Минюста за грубые нарушения законодательства о нотариате, а также обязательных для нотариусов и нотариальных палат субъектов актов ФНП, в том числе кодекса профессиональной этики нотариусов. Поводом для "увольнения" станут и существенное нарушение порядка назначения на должность, либо отсутствие нотариуса на работе в течение длительного времени без уважительных причин (отпуск, болезнь, повышение квалификации и т.п.). Но далеко за все проступки нотариусов будут увольнять, Крашенинников предлагает следующие виды дисциплинарного воздействия: предписание устранить нарушения, предупреждение, отстранение от должности и "иные меры, определяемые актами ФНП".

С текстом законопроекта № 398234-6 "О нотариате и нотариальной деятельности" можно ознакомиться здесь.

http://pravo.ru/review/view/95279/