Двадцать лет спустя
Член Совета Федерации Константин Добрынин отметил роль нотариуса в борьбе с рейдерством и призвал государство повернуться лицом к нотариату.
Депутат Госдумы Александр Агеев заявил, что основную роль в новом законе должна отводиться таким независимым и саморегулируемым организациям, какими являются нотариальные палаты. По его словам, должность нотариуса должна стать доступнее для граждан, но вначале нотариус должен поработать 2-3 года в труднодоступном регионе, а уже затем претендовать на место в городе.
Агеев также предложил развивать демократические традиции в нотариальных палатах и избирать представителей палат на собрание ФНП. Он высказал мнение, что в законе о нотариате должны быть прописаны условия, при которых сделки с недвижимостью должны быть нотариально удостоверены.
Профессор МГУ Евгений Суханов поздравил нотариат с юбилеем, но тут же пообещал внести свою «ложку дегтя в общую бочку меда». Изменения гражданского законодательства, которые не могут обойти нотариат, должны, по словам Суханова, приниматься в интересах общества. Но законопроект, изменивший некоторые нормы ГК, «пал жертвой компромиссов», правила игры диктует крупный бизнес, которому не нужна нотариальная форма сделок. «Это лукавая позиция», – уверен один из самых известных цивилистов нашей страны. Никто не заменит нотариуса и в сфере корпоративных отношениях. Но это нужно доказывать, не ограничиваясь общими словами о защите граждан.
Мы надеемся, что рано или поздно законодатель поймет, что «лучше нотариата ничего не придумано», причем об этом свидетельствует не только зарубежный опыт, но и опыт дореволюционной России, – заключил Суханов.
Ректор Российской академии адвокатуры и нотариата Гасан Мирзоев выступил против «огосударствления» нотариата, который должен стать полноценным публично-правовым институтом. Иногда отсутствие нотариально удостоверенного документа не позволяет адвокату защитить в суде права собственника. Случаи нарушений прав граждан продолжают иметь место, что, по мнению Мирзоева, должно подвигнуть законодателя к принятию норм, обязывающих заключать сделки у нотариуса.
Нотариус Москвы Алексей Сафонов рассказал о препятствиях, мешающих извлекать уроки из истории. Стремление к общему благу вступает в противоречие с частным или коллективным эгоизмом. «Во всеобщей борьбе эгоизмов нотариат не является сильным игроком. И государство это понимает», – заметил Сафонов. Только защищая интересы граждан, нотариат действует ради общего блага. И только самоопределяясь таким образом, он может успешно развиваться.,
Профессор Кубанского госуниверситета Лариса Щенникова привела в пример «Закон о хозяйственных партнерствах», который был принят вообще без консультации с нотариальным сообществом. Впрочем, этот документ прошел вопреки позиции Совета по кодификации гражданского законодательства при Президенте РФ. Кто же пишет такие нормативные акты, кто их «лоббирует» и кто принимает вопреки интересам государства и общества?! Пока законодательство будет «совершенствоваться» таким образом, цивилизованного рынка у нас в стране не будет, считает Щенникова, которая выразила надежду, что обязательная нотариальная форма сделок появится еще при нынешнем поколении юристов.