Совместная компетенция с Минюстом

Эти полномочия разделены на две группы:

1.   исполняемые непосредственно и самостоятельно территориальными органами юстиции;

2. реализуемые ими совместно с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации.

Но нормативных актов, регулирующих и конкретизирующих процедуру оформления  принятых в рамках совместной компетенции решений нотариальной палаты и территориального органа Министерства юстиции субъекта РФ, не имеется.

В целях совершенствования взаимодействия органов юстиции и нотариальной палаты Управление Минюста России по Орловской области и Орловская областная нотариальная палата согласовали и утвердили «Положение о порядке принятия и оформления решений по вопросам нотариальной деятельности, отнесенным к совместной компетенции Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области и Орловской областной нотариальной палаты» и «Порядок осуществления контроля за прохождением стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса».

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке принятия и оформления решений по вопросам нотариальной

деятельности, отнесенным к совместной компетенции Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области и Орловской областной нотариальной палаты

 

I. Общие положения

1.     Настоящее Положение регулирует порядок принятия и оформления согласованных решений по вопросам нотариальной деятельности, отнесенным к совместной компетенции Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области (далее - Управление) и Орловской областной нотариальной палаты (далее - ООНП).

2.     К совместной компетенции Управления и ООНП относятся следующие вопросы:

1) подготовка и внесение в установленном порядке предложений о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе, а также об учреждении и ликвидации должностей нотариусов;

2)        создание конкурсной комиссии на замещение вакантной должности нотариуса;

3)   организация прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса (определение количества должностей стажеров нотариуса, утверждение порядка проведения экзамена у лиц, желающих пройти стажировку у нотариуса, создание комиссии по приему экзаменов у лиц, желающих пройти стажировку у нотариуса, утверждение кандидатур руководителей стажировки, утверждение программы стажировки, определение даты, времени, места проведения экзамена у лиц, желающих пройти стажировку у нотариуса, сокращение срока стажировки); контроль за проведением стажировки, освоением программы стажировки, выполнением индивидуального плана стажером;

4)    наделение нотариусов, занимающихся частной практикой, полномочиями по совершению нотариальных действий по выдаче свидетельства о праве на наследство и принятии мер к охране наследственного имущества при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы;

5)   наделение полномочиями лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой;

6)      создание квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности;

7)     передача документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу;

8)     подготовка и внесение в установленном порядке предложений об изменении территории деятельности нотариуса;

9)     иные вопросы, отнесенные законодательством Российской Федерации к совместной компетенции территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и нотариальных палат.

 

3.       Деятельность Управления и ООНП, связанная с решением вопросов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1, Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 № 147, Положением о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.04.2000 № 132, Порядком прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.06.2000 № 179, Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.02.1997 № 19-01-19-97, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Орловской областной нотариальной палаты и настоящим Положением.

4.      Решения по вопросам совместной компетенции Управления и ООНП принимаются и оформляются в порядке, установленном разделом II Положения, если иное не предусмотрено законом либо иным нормативным правовым актом.

 

II. Порядок принятия и оформления решений по вопросам совместной

компетенции

5.   Решения по вопросам совместной компетенции, предусмотренные пунктом 2 настоящего Положения, принимаются коллегиальным или единоличным органом управления ООНП. Заседания уполномоченного органа управления Палаты проводятся в сроки и в порядке, предусмотренные Уставом ООНП.

6.   Заседание уполномоченного органа управления ООНП, в повестку которого включены вопросы, указанные в пункте 2 настоящего Положения, проводится с участием представителя (представителей) Управления с правом совещательного голоса. Представителями Управления являются его начальник (заместитель начальника) либо уполномоченные сотрудники Управления.

7.   Ход заседания и принятые решения фиксируются в протоколе заседания, копия (выписка) которого направляется в Управление.

8.    Принятое уполномоченным органом ООНП с участием представителя Управления решение по вопросам совместной компетенции является основанием для издания Управлением соответствующего приказа (распоряжения). Копия приказа (распоряжения) в течение трех дней с момента подписания направляется в ООНП.

9.  В случае недостижения согласованной позиции по вопросам совместной компетенции стороны во взаимном порядке направляют предложения по урегулированию возникших разногласий.

10.  После устранения причин, препятствующих принятию согласованных решений по вопросам совместной компетенции, решение принимается в соответствии с пунктами 5-8 настоящего Положения.

11.  Выработка и внесение предложений по вопросам, указанным в подпунктах 8 и 9 пункта 2 настоящего Положения, осуществляется в порядке, установленном законодательством.

12.  При необходимости наделения на определенный срок полномочиями лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, ООНП не позднее трех рабочих дней до даты начала замещения временно отсутствующего нотариуса направляет в Управление два экземпляра проекта совместного решения о наделении лица полномочиями нотариуса, подписанного Президентом ООНП (Вице-президентом ООНП). К проекту совместного решения прикладывается заявление нотариуса, в отношении которого принимается решение о его замещении, соглашение, заключенное нотариусом с лицом, временно его замещающим, а также карточка с образцами подписи, оттиска печати нотариуса и подписи лица, временно замещающего нотариуса.

13.   При несоответствии документов, представленных в Управление для решения вопроса о наделении лица полномочиями нотариуса, требованиям законодательства Управление возвращает представленный пакет документов в ООНП для устранения нарушений законодательства.

После устранения нарушений документы для наделения лица полномочиями нотариуса могут быть вновь представлены ООНП в Управление.

14.     При поступлении в Управление надлежаще оформленных документов начальник Управления подписывает совместное решение о наделении лица полномочиями нотариуса, которое является основанием для издания Управлением соответствующего приказа.

Приказ Управления о наделении лица полномочиями нотариуса направляется нотариусу, лицу, временно его замещающему, а также в ООНП, не позднее дня, предшествующего дате начала замещения нотариуса лицом, временно исполняющим его обязанности. По просьбе нотариуса либо лица, временно его замещающего, копия приказа Управления может быть дополнительно направлена факсимильной связью либо электронной почтой. Вместе с приказом в ООНП направляется второй экземпляр совместного решения.

 

III. Принятие положения (правил, инструкции, порядка)

 

16. По вопросам совместной компетенции, требующим дополнительного регулирования, Управлением и ООНП могут приниматься (утверждаться) положения (правила, инструкции, порядок).

17.   По соглашению сторон проект положения (правил, инструкции, порядка) разрабатывается соответственно Управлением или ООНП.

Подготовленный проект направляется для согласования другой стороне.

18.   Сторона, согласовывающая проект положения (правил, инструкции, порядка), в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего проекта направляет стороне, подготовившей проект, предложения (замечания) по нему.

В случаях, когда для согласования проекта положения (правил, инструкции, порядка) требуется получение дополнительной информации, заключения (консультации) специалистов, срок согласования проекта может быть увеличен. О продлении срока рассмотрения проекта уведомляется сторона, направившая проект для согласования.

В случае отсутствия предложений (замечаний) по проекту положения (правил, инструкции, порядка) согласовывающая сторона утверждает проект, после чего он направляется для утверждения другой стороне.

19.   Положение (правила, инструкция, порядок) оформляется в двух экземплярах. После подписания по одному экземпляру положения (правил, порядка, инструкции) хранится в Управлении и ООНП.

 

ПОРЯДОК

осуществления контроля за прохождением стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса

 

I. Общие положения

 

L Порядок осуществления контроля за прохождением стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса (далее - Порядок), разработан в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 10, ст. 357, 2010, № 28, ст. 3554), приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 июня 2000 г. № 179 «Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июня 2000 г., регистрационный номер 2281) с изменениями, внесенными приказами Министерства юстиции Российской Федерации от 01.08.2005 № 120 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 августа 2005 г., регистрационный номер 6904), от 18 августа 2008 г. № 174 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2008 г., регистрационный номер 12168).

2.   Порядок устанавливает формы, методы и периодичность осуществления контроля за проведением стажировки, освоением программы стажировки, выполнением индивидуального плана стажером нотариуса.

3.     Контроль за прохождением стажировки осуществляют совместно Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области (далее - Управление) и Орловская областная нотариальная палата (далее - Палата).

4.  Контроль за прохождением стажировки осуществляется в отношении всех лиц, назначенных на должность стажера нотариуса в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

5.    Текущий контроль за процессом обучения стажера возлагается на
руководителя стажировки.

 

II. Формы контроля

 

6.  Контроль за прохождением стажировки осуществляется:

-     путем проведения плановых и внеплановых проверок;

 -    путем проверки участия стажеров в работе «Школы стажеров», организованной Палатой;

-     путем проверки представленных стажерами рефератов по темам, утвержденным Палатой.

 

III. Проведение проверок прохождения стажировки

 

7.      Проверки прохождения стажировки могут быть выездными и документарными.

8.     Плановые проверки проводятся на основании плана, утверждаемого совместным решением Управления и Палаты в течение 10 календарных дней с даты начала стажировки. В решении указываются даты проверок и назначаются ответственные за проведение проверки лица из числа сотрудников Управления и Палаты (или членов Палаты).

9.     Периодичность проведения плановых проверок составляет не менее двух проверок в течение периода стажировки. При этом предусматривается проведение не менее одной выездной проверки.

10.  Внеплановые проверки проводятся по инициативе Управления или Палаты в следующих случаях:

-     при необходимости проверки устранения нарушений, выявленных в ходе проведения плановой проверки;

-     при поступлении информации, свидетельствующей о нарушениях при прохождении стажировки.

11. 0 дате проверки руководитель стажировки уведомляется Управлением не позднее, чем за пять рабочих дней до даты ее проведения.

12.  Проверке подлежат:

-     исполнение стажером индивидуального плана стажировки и программы прохождения стажировки;

-   соблюдение стажером норм трудового законодательства и правил внутреннего трудового распорядка нотариальной конторы;

-   знание стажером правил нотариального делопроизводства и умение применять их на практике;

-   соблюдение стажером требований законодательства о тайне совершения нотариальных действий.

13.     В течение пяти рабочих дней со дня окончания проверки сотрудник Палаты, участвовавший в проверке, составляет справку с указанием следующих сведений:

-      Ф.И.О. стажера, Ф.И.О. руководителя стажировки, дата начала стажировки;

-      обеспечение руководителем стажировки надлежащих условий для прохождения стажировки;

-      замечания, выявленные в ходе проверки (при их наличии), сроки их устранения, рекомендации проверяющих;

 -    выводы и предложения по результатам проверки.

14.    Справка составляется в трех экземплярах, подписывается лицами, участвующими в проверке, и руководителем стажировки. Один экземпляр справки хранится в Управлении, один - в Палате, один направляется руководителю стажировки не позднее трех рабочих дней с момента подписания справки.

15.   Справка по итогам проверки прохождения стажировки рассматривается на заседании Правления Палаты с участием представителя Управления не позднее, чем через месяц после поступления подписанной справки в Палату.

 

 IV. Проверка участия стажеров в работе «Школы стажеров» и защита рефератов, подготовленных стажерами

16.      Занятия «Школы стажеров» организуются Палатой. Периодичность проведения и программа занятий определяется Палатой и доводится до сведения Управления. Для участия в работе «Школы стажеров» приглашаются специалисты Управления. Контроль за участием стажеров в работе «Школы стажеров» осуществляет руководитель «Школы стажеров» - представитель Палаты.

17.      Не позднее чем за месяц до окончания стажировки стажер обязан подготовить и защитить на занятии «Школы стажеров», проводимом с участием специалиста Управления, реферат по теме, утвержденной Палатой.

18.   За две недели до окончания стажировки руководитель «Школы стажеров» направляет в Палату информацию об итогах работы каждого из стажеров на занятиях «Школы стажеров», которая должна содержать:

-   количество посещенных стажером занятий (в случае отсутствия стажера на занятиях «Школы стажеров» - причины отсутствия);

-     оценку успешности выполнения стажером заданий, предложенных на занятиях «Школы стажеров»;

-    оценку успешности подготовки и защиты реферата по теме, утвержденной Палатой.

Указанная информация руководителя «Школы стажеров» доводится Палатой до сведения руководителей стажировки и Управления не позднее, чем за неделю до окончания срока стажировки.

 

V. Подведение итогов прохождения стажировки

19.        По результатам прохождения стажировки руководитель стажировки составляет заключение об итогах стажировки с учетом результатов контроля прохождения стажировки и представляет его на утверждение в нотариальную палату.

20.        В случае неудовлетворительного результата проверки прохождения стажировки, подготовки и защиты реферата либо в случае систематического отсутствия стажера на занятиях «Школы стажеров» без уважительных причин при решении вопроса об утверждении Президентом Палаты заключения об итогах стажировки лица, уполномоченные Управлением и Палатой, проводят собеседование с лицом, проходящим стажировку, и руководителем стажировки. В процессе собеседования выясняется обоснованность выводов, указанных в заключении об итогах стажировки, и решается вопрос о возможности считать стажера прошедшим стажировку в соответствии с пунктом 12 Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 июня 2000 г. № 179.