Диалог о Правилах нотариального делопроизводства

 

На заседание Координационного Совета были приглашены Президенты нотариальных палат Центрального федерального округа в связи с  актуальностью обсуждаемого вопроса: «Об осуществлении полномочий территориальными органами Минюста России в области контроля нотариального делопроизводства».

С 1 января 2011 года весь документооборот в нотариальных конторах России регулируется Правилами нотариального делопроизводства, утвержденными Приказом Минюста России от 19.11.2009 г. №403 (в редакции Приказов Минюста России от 08.04.2010 г. №81 и от 23.11.2010 г. №360).     

Уже первые месяцы практического применения Правил выявили ряд пробелов, коллизий и различное толкование отдельных положений в Правилах, значительно увеличили документооборот и дополнительные временные затраты на оформление нотариальных действий, что повлекло дополнительные финансовые затраты нотариусов. Отсутствие единообразной практики в различных регионах России и споры вокруг применения Правил, задержка в оформлении и регистрации документов в нотариальных конторах и увеличение времени ожидания гражданами и представителями юридических лиц результатов совершения нотариальных действий отрицательно сказываются на организации приема в нотариальных конторах и обеспечении защиты интересов граждан и юридических лиц и нередко порождают жалобы в крупных экономически развитых городах.

О важности обсуждаемого вопроса свидетельствует присутствие на заседании Координационного Совета и непосредственное участие в обсуждении имеющихся проблем директора Департамента Минюста России по вопросам правовой помощи и взаимодействию с судебной системой Погудина С.А., Президента Федеральной нотариальной палаты Сазоновой М.И., 22 представителей от 18 нотариальных палат ЦФО, начальников Управлений Министерства юстиции Российской Федерации 18 субъектов Центрального федерального округа и 9 сотрудников Главного Управления Минюста России по г. Москве.

Всеми присутствующими было признано несовершенство и излишняя формализация Правил, несмотря на внесенные в 2010 году по предложению ФНП изменения.

В ходе обсуждения рассматривались два основных направления в применении Правил, вызывающих особенно жаркие дебаты: организация контроля и оформление результатов проверок органами юстиции и противоречивость и непродуманность с точки зрения механизма исполнения отдельных положений Правил нотариусами.

Безусловно, конструктивное решение по исправлению ошибок и несогласованных позиций в Правилах может быть принято только Министерством юстиции РФ, но хорошая рабочая атмосфера заседания и взаимопонимание представителей органов юстиции и нотариата позволили четко обозначить проблемы, серьезно проанализировать недостатки и предложить разумный выход.

Было принято конкретное решение -  создать в ближайшее время рабочую группу из представителей территориальных органов юстиции и нотариальных палат субъектов РФ в ЦФО для подготовки предложений о внесении изменений и дополнений в Правила нотариального делопроизводства и представить их в Министерство юстиции РФ до 1 октября 2011 года.

Кроме того, директор Департамента Минюста России Погудин С.А. высказал мнение Министерства юстиции РФ о поддержке Минюстом России рекомендаций по применению Правил, данных Федеральной нотариальной палатой в письме нотариальным палатам от 17.01.2011 г. исх. №46/07-17 и предложил руководителям территориальных Управлений Минюста России использовать их при проведении проверок в нотариальных конторах.