От борьбы с киберпреступлениями до «телепортации» документов: СМИ о нотариате 2019
2019 год принес ряд важных новшеств в развитие современного нотариата России, которые революционным образом повысили комфорт граждан и бизнеса при обращении за правовой помощью, скорость и защищенность совершения многих нотариальных действий, а также позволили появиться новым актуальным сервисам. Безусловно, такие масштабные изменения, актуальные для всего российского общества, вызвали большой интерес у СМИ и нашли отражение в целом ряде публикаций ведущих изданий страны и порталов Рунета.
Одна из топовых тем, к которой на протяжении всего года обращались СМИ, — это инновационные возможности нотариата в условиях развития цифрового гражданского оборота. В своих материалах журналисты неоднократно обращали внимание на постоянно расширяющиеся возможности «электронного нотариата», отмечая, что благодаря цифровизации нотариальная помощь становится быстрее, удобнее и доступнее.
В целом цифровизация правовой среды на фоне развития и внедрения «цифры» во все сферы гражданского оборота являлась одной из приоритетных тем в прошедшем году. Выступая на IX Международном юридическом форуме в Санкт-Петербурге, председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев отметил, что финансовые технологии, смарт-контракты, блокчейн, проблемы искусственного интеллекта все больше проникают в деловой оборот.
«Нам необходимо включить в правовое регулирование универсальные базовые подходы, чтобы обеспечить прозрачные и эффективные, безопасные условия для использования цифровых технологий. Тем более что очевидно: в любом случае сфера их использования, сфера цифровых коммуникаций будет расширяться», — цитирует Дмитрия Медведева информагентство ТАСС.
Тема развития «электронного нотариата», который «значительно ускоряет гражданский оборот, способствуя в том числе и инвестиционной привлекательности РФ», стала также одной из ключевых и в рамках традиционного пресс-обеда руководства Федеральной нотариальной палаты с представителями ведущих российских СМИ, приуроченного к Дню нотариата.
Отмечая широкий спектр инноваций в работе современного нотариата, большинство представителей СМИ обратили внимание своей аудитории на то, что деятельность нотариусов становится более сложной по содержанию, даже высокотехнологичной, что связано в первую очередь с развитием и применением «цифры» в нотариальной практике.
Федеральный закон № 480-ФЗ, получивший негласное название «закон о цифровом нотариате», стал также одним из обсуждаемых российскими СМИ информационных поводов в прошедшем году. Напомним, что Закон был подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 27 декабря 2019 года, и по масштабу и значимости вводимых в работу российских нотариусов новелл его смело можно назвать революционным.
В публикации «Известий» говорится о том, что нововведения призваны существенно упростить получение многих нотариальных услуг, немалая доля которых уйдет в Интернет. Другое следствие, которое ожидают в Госдуме и кабмине, — это усиление защиты прав граждан.
«Российская газета» приводит комментарий председателя Госдумы Вячеслава Володина, который отмечает, что новеллы помогут «сэкономить людям и время, и средства». «Кроме того, новый закон призван облегчить идентификацию клиентов. Вследствие его принятия „опознать“ человека можно будет с помощью уже действующей в России единой биометрической системы. Это пригодится на случай, если у клиента по какой-либо причине отсутствует паспорт или нотариус сомневается в соответствии личности гражданина предъявленному им документу», — комментирует Вячеслав Володин.
Портал «РИА Новости» также отмечает важность принятия закона о цифровом нотариате и цитирует главу Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова.
«Возможность совершения нотариальных действий в электронной форме значительно облегчит гражданам и организациям получение ряда нотариальных услуг, позволит сохранить время и сократить расходы, которые обычно затрачиваются на личное посещение нотариуса», — отмечает Крашенинников.
Еще одна тема, которая не первый год обсуждается российскими СМИ и неоднократно разбиралась журналистами в 2019 году, — востребованность нотариальной услуги по удостоверению равнозначности оригинала бумажного документа его электронной версии. Это нотариальное действие позволяет мгновенно передать документ из одного конца страны в другой в электронном виде с сохранением его юридической силы. В публикациях приводилась статистика, подтверждающая высокий спрос россиян на электронную «передачу» документов с помощью нотариуса. Если за 2018 год к данному виду нотариальных действий обратилось около миллиона граждан, то за 2019 год данные показатели превысили два миллиона.
Традиционно одной из ключевых тем, находящихся в фокусе российских средств массовой информации, стала тема присутствия нотариуса на рынке недвижимости. Так, ряд печатных изданий обращает внимание на то, что количество нотариально удостоверенных сделок с недвижимостью растет из года в год. Граждане предпочитают обращаться в нотариальную контору, даже когда сделка не требует обязательного нотариального удостоверения, так как они стремятся получить максимальную защиту прав собственности. «По сравнению с 2017 годом количество нотариально удостоверенных договоров отчуждения жилых помещений увеличилось на 11,3% и составило 787 234 нотариальных действия», — привел статистические данные ФНП портал «Право.ру».
Нотариус проводит правовую экспертизу всех документов, проверяет соответствие воли и волеизъявления участников сделки, разъясняет ее юридические последствия. При этом на рынке недвижимости только нотариус несет полную имущественную ответственность за ущерб, причиненный по его вине. Поэтому в случае ошибки, совершенной нотариусом при осуществлении профессиональной деятельности, действует четырехступенчатая система страхования рисков.
«Нотариус — это квалифицированный юрист, действующий от лица государства, то есть объективно и независимо», — подчеркивает в своих многочисленных интервью президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.
В то же время ряд изданий отнеслись с опасением к принятым в августе прошлого года поправкам в законодательство об отмене обязательного нотариального удостоверения договоров с жильем, находящимся в долевой собственности. В частности, они акцентировали внимание на том, что изменения в законодательстве скорее спровоцируют дополнительные финансовые риски, нежели упростят оформление сделок.
Кстати, так считают и сами граждане. По данным опроса «Левада-Центра», 90% интервьюированных отметили, что значительная часть рынка недвижимости находится в «теневом секторе», а следовательно, существует угроза стать жертвой мошенничества. Большинство опрошенных считают нотариальное удостоверение наиболее эффективной формой защиты своих прав при сделках. При этом, по результатам опроса, каждый второй респондент обращался к нотариусу при оформлении сделки с недвижимостью, причем в 32% случаев нотариальное удостоверение не являлось обязательным.
Аналогичную позицию в 2019 году высказывал и министр юстиции РФ Александр Коновалов, заявивший, что участие нотариуса в удостоверении всех сделок с жилой недвижимостью является одним из столпов юридической безопасности страны.
«Мы сегодня полагаем, что гораздо более широкое, если не говорить вообще — повсеместное участие нотариусов в совершении сделок с недвижимостью может быть для граждан и удобным, и экономически необременительным», — цитирует Коновалова «Российская газета».
Телевизионные СМИ также отмечают, что нотариальная форма сделки является гарантом безопасности. Этот тезис прозвучал в сюжетах практически всех федеральных каналов, в том числе: Первого канала, телеканала «Россия-1», РЕН ТВ, телеканала «Москва 24» и ряда других. «Введение обязательной нотариальной формы в самые проблемные сегменты рынка недвижимости, которое началось в 2016 году, уже принесло обществу позитивные результаты», — было отмечено в эфире телеканала «Россия 1».
Огромный резонанс в СМИ также вызвала тема криминального отъема жилья у граждан, но уже с использованием современных цифровых технологий, и необходимости правовой защиты с учетом новых форматов гражданского оборота. «Первой ласточкой» стал москвич, который якобы подарил свою столичную квартиру человеку из другого региона с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП), которую он никогда не получал. Данная новость всколыхнула общественность и заставила каждого россиянина задуматься о том, что и он тоже находится в зоне риска. Более того, в Сети начали массово появляться новые истории о мошенничестве с поддельными электронными подписями россиян. Цифровые технологии, которые должны были повысить комфорт и оперативность сделок, по факту стали серьезной угрозой для прав собственника. Причина — отсутствие контроля и ответственности с чьей-либо стороны за плачевные последствия таких сделок. Как результат, законодатель ограничил возможность заключения сделок с недвижимостью на основе простых договоров в «цифре» — теперь для этого нужно заранее получать специальное разрешение. Однако, чтобы сохранить для граждан все плюсы цифровых новшеств, в том числе не тратить время на хождение по МФЦ и дать людям возможность получать услуги в формате «одного окна», было принято решение, что при нотариальном удостоверении сделки наличие дополнительных разрешений не требуется, поскольку нотариус гарантирует достоверность передаваемых сведений. Таким образом, законодатель вновь обратился к нотариусу для защиты собственности граждан, но уже в цифровых форматах.
В числе обсуждавшихся в СМИ нотариальных тем в 2019 году также можно отметить появление совершенно новых нотариальных действий: удостоверение наследственных договоров и совместных завещаний супругов. Как отметила «Российская газета», вместе с наследственными фондами, действующими с сентября 2018 года, «эти законодательные новеллы существенно расширяют возможности наших граждан распорядиться своими имущественными активами, выражая последнюю волю».
Портал «Право.ру» также привел слова президента ФНП Константина Корсика о том, что нотариусы — основные правоприменители в наследственном праве, и они готовы использовать появившиеся новеллы.
Медиативные соглашения, позволяющие примиряться без суда, — еще одна тема, вызвавшая обоснованный интерес у российских журналистов. В конце октября прошлого года вступили в силу положения законодательства, которые придали стимул развитию института медиации с помощью нотариуса. Теперь медиативные соглашения можно удостоверять нотариально.
«Ранее медиация не пользовалась популярностью в силу того, что отсутствовал механизм исполнения медиативных соглашений, то есть если один из участников уклонялся от своих обязанностей, то приходилось все равно обращаться в суд. Теперь же, если медиативное соглашение удостоверено нотариусом, оно приобретает исполнительную силу, и если одна из сторон не исполняет условия документа, то второй участник соглашения может сразу идти к судебному приставу, минуя суд. Тем самым права сторон защищены исполнительной силой нотариального акта», — поясняет «РИА Новости».
Не обошли вниманием представители средств массовой информации и развитие взаимодействия Федеральной нотариальной палаты с другими ведомствами, результатом которого должно стать еще более комфортное получение гражданами нотариальной помощи, а также их правовое просвещение.
Так, у журналистов вызвал интерес пилотный проект, участниками которого стали столичные нотариусы и местные отделения «Сбербанка». В конце прошлого года в тестовом режиме стартовала отработка одного из этапов нового сервиса — «Получение наследства», который в том числе позволит наследнику без посещения кредитной организации получить на свой счет денежные средства со счетов наследодателя в банке, входящие в состав наследства. Как отметила «Российская газета», «на первом этапе сервис будет доступен жителям Москвы в ограниченном количестве нотариальных контор. Технология отрабатывается для того, чтобы затем распространить на всю страну».
Заинтересовало журналистов и подписание соглашения о сотрудничестве между институтом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ФНП. Как отмечал ряд СМИ, «это будет способствовать усилению защиты и обеспечению гарантий защиты прав и свобод граждан, а также выявлению, устранению и предупреждению нарушений таких прав».