Электронное заверение

 

На этой неделе нотариусы, работающие на территории столицы, стали получать первые электронно-цифровые подписи (ЭЦП), дающие возможность осуществлять электронный юридически значимый документооборот. На первых порах они будут использоваться для операций с юридическими лицами, при регистрации предприятий и других официальных действий. Однако в ближайшем будущем и простые граждане смогут воспользоваться всеми прелестями безбумажного документооборота.

Открытый 14 ноября Удостоверяющий центр нотариата России в понедельник начал раздачу ЭЦП, которыми будут заверяться документы для налоговой инспекции. Таким образом, при регистрации юридических лиц можно направить весь пакет документов в электронном виде, необходимости в личном посещении отделения ФНС отпадает. Так, руководитель ФНС России Михаил Мишустин заявил о том, что Федеральная налоговая служба технически и технологически готова к приему документов в электронном виде, а практическая реализация начнется с Москвы. Бизнесу станет работать легче, впрочем, это только начало.

В ближайшей перспективе более "народные" услуги. В рамках государственной программы "Информационное общество" уже сегодня работает единый портал госуслуг, который должен стать главным "окном" для общения гражданина с различными официальными структурами. Однако пока он имеет характер информационного ресурса, на нем можно узнать, какие налоги вам начислены, скоро появится и база данных по штрафам ГИБДД, другие массивы данных. Теоретически данный проект предусматривает и такие действия, как подача документов на загранпаспорт, а также другие возможности, однако на практике они упирались в отсутствие заверенного электронного документооборота.

Заверенные при помощи ЭЦП нотариуса документы эти проблемы решают. Весь пакет документов можно будет переслать в госорганы по электронной почте, сэкономив, таким образом, массу времени в очередях. Правда, для этого необходимо еще наладить взаимодействие структур. Например, нотариусы Москвы уже установили канал обмена данными в ФНС, но то же самое необходимо будет сделать и другим госструктурам - УФМС, ГИБДД и так далее.

Стоит отметить, что организовать отправку заявлений граждан на портал госуслуг нотариусы могут уже при действующем законодательстве, а вот другие действия пока правовая база не допускает. Хотя перспективы тут весьма интересные. "Даже наш электронный проект с ФСН мы пока вынуждены дублировать бумажным документооборотом, так как это регламентировано законодательством. Между тем оно нуждается в корректировке, и когда этой произойдет, граждане РФ получат немало но-вых возможностей. Например, в плане сделок по купле-продаже недвижимости. Нотариус, имеющий доступ к базе данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра), по запросам граждан будет делать выписки, заверяя их своей ЭЦП, а также подавать документы на регистрацию прав собственности. Таким образом, гражданам не придется стоять в очередях за этими бумажками, а все оформление документов будет проводить-ся в нотариальных конторах, коих по России достаточно - около 7,5 тысячи", - рассказал "Финансовым Известиям" председатель комиссии по информационным технологиям Федеральной нотариальной палаты Анатолий Гусев.

По его словам, подобный эксперимент уже проводится в Волгограде, правда, и там электронный документооборот сопровождается бумажным - закон есть закон. Однако эксперт уверен, что уже в будущем году от макулатуры можно будет хотя бы частично отказаться - готовятся поправки в правовую базу. "Достаточно сделать первый шаг, а потом все пойдет само собой, как это случилось в Европе", - уверен Анатолий Гусев. Первым может стать проект с Росреестром, потом добавятся и другие госструктуры, которые перейдут с нотариатом на электронный документооборот. Стоит отметить, что, например, во Франции уже прошло более 500 совершенно безбумажных сделок по купле-продаже недвижимости.

Нильс Иогансен, Анатолий Воронин

http://www.finiz.ru/it/article1272833/