Об изменениях в порядке предоставления сведений из ЕГРП

 

Данный документ определяет: форму запроса о предоставлении сведений из ЕГРП, перечень обязательных приложений к запросу, требования к составу запрашиваемых сведений, порядок направления запросов, сроки предоставления сведений из ЕГРП и правила свидетельствования верности электронных образов представляемых с запросом документов.

В соответствии с п. 25 вышеназванного Порядка предоставления сведений из ЕГРП (далее - Порядок), запрос, предоставленный с нарушениями настоящего порядка, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным Порядком, считается неполученным и не будет рассматриваться органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

Правила регулируют порядок направления запроса и предоставления только тех сведений, которые содержатся в ЕГРП и перечислены в п. 1 Порядка, определяющем формат (состав) сведений, а именно:

•-      выписка из ЕГРП о правах на объект недвижимости (за кем он зарегистрирован);

•-      выписка из ЕГРП о переходе прав на объект недвижимости;

•-      выписка из ЕГРП о правах отдельного лица на имеющиеся объекты недвижимости;

•-      справки о содержании правоустанавливающего документа (необходима, если утерян или неизвестен правоустанавливающий документ);

•-      выписки из ЕГРП о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным;

•-      справки о лицах, получивших сведения об объекте недвижимости;

•-      уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений.

Порядок регулирует форму направления запроса - по выбору заявителя:

•·       в виде бумажного документа при личном обращении (по форме согласно Приложению к настоящему Порядку);

•·       в виде бумажного документа (в форме по Приложению) путем почтового отправления;

•·       в электронной форме (через сайт Росреестра, электронной почтой или с использованием веб-серверов), но форма запроса также должна соответствовать Приложению к Порядку.

В самом запросе заявитель должен обязательно указать один из перечисленных в Порядке способов предоставления ему сведений из ЕГРП по своему желанию:

•-      в виде бумажного документа лично при обращении;

•-      в виде бумажного документа посредством почтового отправления;

•-      в виде электронного документа.

В ряде статей Порядка перечислены субъекты, которые имеют право обращаться в территориальные органы Росреестра с запросами о получении необходимых сведений ограниченного доступа (согласно ст. 7 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон), в их числе сами правообладатели и их законные представители или поверенные, юридические лица в лице руководителей или уполномоченных лиц по доверенности, залогодержатели в отношении находящихся у них в залоге объектов, руководители органов власти и органов местного самоуправления, налоговых и правоохранительных органов, судебные приставы-исполнители, арбитражные управляющие, Председатели счетных комиссий, физические и юридические лица, имеющие право на наследование имущества правообладателя по закону или по завещанию, нотариус в случае запроса сведений о правах наследодателя при наследовании.

В случае направления запроса в ЕГРП о предоставлении сведений ограниченного доступа по почте, подлинность подписи заявителей (кроме указанных в п. 15 Порядка органов власти, правоохранительных органов и т.п.) на заполненных по установленной форме запросах должна быть засвидетельствована нотариально

Заявители - наследники по закону или по завещанию к запросу в органы Росреестра о предоставлении необходимых для оформления наследственных прав сведений ограниченного доступа из ЕГРП прилагают оригинал выданного нотариусом документа, заверенного подписью и оттиском личной печати нотариуса, подтверждающего права лица на наследование имущества правообладателя по закону или по завещанию.

То есть, нотариус для предъявления в органы Росреестра выдает справку или письмо с четким указанием состава требуемых сведений (вид выписки из ЕГРП) и прав наследника на имущество наследодателя-правообладателя.

Для выдачи указанной справки наследник подает нотариусу соответствующее заявление, подлинность подписи на котором свидетельствуется нотариусом с взиманием тарифа 300 руб.

Порядок именует органы Росреестра, в которые необходимо предоставлять запросы в зависимости от формы обращения и от формата информации:

  • - при личном обращении о любой информации (кроме запроса о выдаче бумажной копии договора или иного документа, выражающего содержание односторонней сделки в простой письменной форме) запрос может быть представлен в любой территориальный орган Росреестра, независимо от места нахождения объекта недвижимости или адреса места жительства правообладателя, в отношении которых представляется такой запрос (например, если наследодатель проживал и зарегистрирован в г. Орле, а принадлежащая ему квартира находится в г. Липецке, запрос наследник может подать по своему желанию - в Управление Росреестра как по Липецкой области, так и по Орловской области);
  • - конкретный запрос о выдаче бумажной копии договора, иного документа, выражающего содержание односторонней сделки, совершенных в простой письменной форме, независимо от формы обращения (лично или по почте) представляется в орган Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости (копии нотариально удостоверенных договоров органами Росреестра не выдаются).
  • - все запросы в отношении объектов недвижимости, отправленные почтовым отправлением или в электронной форме, представляются в орган Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости (если объектом недвижимости является предприятие как имущественный комплекс или объект, расположенный на нескольких территориальных округах, запрос направляется в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в г. Москве по адресу: г. Москва, ул. Воронцово поле, 4 а).
  • - запрос о правах отдельного лица на принадлежащие ему объекты недвижимого имущества, направленный почтовым отправлением, представляется в органы Росреестра, перечень которых указан на официальном сайте Росреестра www.rosreestr.ru.

На один запрос выдается только один документ в форме сведений, указанных заявителем (лично на руки, почтовым отправлением или в электронном виде). Оплачивается каждый запрос. До 01 ноября 2010 г. оригинал платежного документа об оплате должен представляться в органы Росреестра вместе с запросом.

С 01 ноября 2010 г. вводится возможность оплаты за предоставление сведений из ЕГРП в течение 1 месяца с даты представления запроса - в этом случае при личном обращении заявителю - физическому лицу выдается заполненный бланк платежного поручения. Но это затягивает срок исполнения запроса - в этом случае днем получения запроса считается день получения платежного документа об оплате.

В п. 33 Порядка указано, что Сведения, предоставленные на основании запроса, являются актуальными на дату подписания такого документа, если в документе не указана дата, по состоянию на которую выданы определенные необходимые сведения.

Сведения по запросам предоставляются органами Росреестра в срок не более 5 (пяти) рабочих дней с даты получения запроса (или квитанции об оплате).

Экстерриториальные запросы (через Росреестр в г. Москве) об обобщенных сведениях исполняются в течение 14 дней с момента получения запроса.

Электронный способ запроса и предоставления сведений прописан в п. 17 Порядка, при его оформлении используется электронно-цифровая подпись. Регистрационная служба планирует ввести этот способ взаимодействия и разместить образцы электронных документов на сайте Росреестра к 2011 году.

Также при заполнении запроса в органы Росреестра наследник должен в п. 1.3 указать способ получения сведений из ЕГРП:

•-      лично (поставив "V" напротив графы "В органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и указав полное наименование органа, осуществляющего государственную регистрацию);

•-      почтовым отправлением (поставив "V" напротив соответствующей графы. В данном случае можно указать адрес нотариальной конторы нотариуса, в чьем производстве находится наследственное дело).

Бланки запросов установленного образца предоставляются органами Росреестра безвозмездно в помещениях, где осуществляется прием заявителей. Формы бланков в электронной форме размещены на официальных сайтах Росреестра и территориальных органов Росреестра.