Госдума узаконила план процессуальной реформы от Верховного суда

Государственная дума 20 ноября вернула к процедуре второго чтения и приняла сразу в двух итоговых чтениях масштабные поправки в Гражданский, Арбитражный процессуальные кодексы и КАС, инициированные Верховным судом РФ (Legal.Report писал об этом документе здесь и здесь). В частности, в окончательную редакцию закона включено положение о введении «сплошной кассации» в кассационных судах общей юрисдикции. Вступление в силу всех положений нового закона предусматривается со дня начала деятельности новых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, решение о котором Пленум ВС РФ должен будет принять не позднее 1 октября 2019 года.

Мотивировочная часть остается

Одним из наиболее спорных изменений, которое предлагалось первоначальной редакцией законопроекта, являлся отказ от составления мотивировочной части судебного решения по большинству дел.
 

В дальнейшем нормы об отказе от составления мотивировочной части судебного решения были исключены из текста законопроекта. Таким образом, структура судебных решений останется без изменений – то есть в полном объеме, включая мотивировочную часть.

Договорную подсудность можно изменять

С учетом поправок из законопроекта исключены положения о запрете изменения договорной подсудности. Таким образом, стороны и в дальнейшем смогут изменять договорную подсудность по своему усмотрению.

Образовательный ценз на судебное представительство

Устанавливается, что представителями сторон в суде при рассмотрении гражданских и арбитражных дел могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности, – за исключением дел, подлежащих рассмотрению мировыми судьями или районными судами.

Требование профессионального представительства не распространяется на представителей в силу закона. Среди них могут быть не только законные представители, но и, например, представители профсоюзов по трудовым спорам, арбитражные управляющие, патентные поверенные – все они могут не иметь высшего юридического образования или ученой степени для представительства в суде.

Сейчас правило о наличии высшего юридического образования действует в отношении административных дел. При этом КАС РФ также дополняется новым критерием – наличием ученой степени по юридической специальности.

Поверенных не будет

Первоначальной редакцией законопроекта предлагалось ввести институт «поверенного», чьи полномочия состоят в возможности давать объяснения суду в присутствии представителя, а также получать судебные извещения, вызовы и копии судебных актов. В итоге же эти положения из законопроекта были исключены.

Интернету не доверили информирование о движении дела

Из законопроекта исключены первоначальные положения, изменяющие правила извещения участников гражданского процесса. В редакции первого чтения законопроектом предлагалось возложить на участников обязанность самостоятельно получать информацию о движении дела после получения определения о принятии искового заявления к производству суда. При этом участники несли риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению данной информации.

Однако при обсуждении законопроекта было отмечено, что такое изменение может ограничить права на доступ к правосудию и права на справедливое разбирательство дела. Изложение информации о движении дела в интернете не решает проблемы надлежащего и своевременного извещения заинтересованных лиц о месте и времени судебного разбирательства. В настоящее время не все граждане России имеют доступ к интернету, а в ряде населенных пунктов просто отсутствует техническая возможность подключения к нему. Кроме того, многие еще не умеют пользоваться интернет-ресурсами. Поэтому у участников процесса могут возникнуть затруднения с самостоятельным получением информации о движении дела.

В итоге порядок извещения лиц, участвующих в деле, остается прежним.

Планка для дел в порядке упрощенного производства

Увеличится количество дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства. В редакции первого чтения предлагалось поднять цену исковых требований о взыскании денежных средств по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, – со 100 000 до 500 000 руб. для граждан в судах общей юрисдикции и с 500 000 до 1 млн руб. для юридических лиц в арбитражных судах.

Однако при обсуждении законопроекта рабочей группой было рекомендовано скорректировать суммы, поскольку предложенная максимальная цена иска в ГПК РФ и в АПК РФ являлась необоснованно завышенной. Это вызвало опасения с точки зрения обеспечения конституционных гарантий, касающихся прав на судебную защиту на основе состязательности при открытом судебном разбирательстве.

В результате в ГПК РФ сохраняется существующий ценовой порог упрощенного производства – в 100 000 руб. В арбитражном процессе для индивидуальных предпринимателей устанавливается порог в 400 000 руб., для юридических лиц – в 800 000 руб.

По публично-правовым категориям дел планка сохраняется на уровне 100 000 руб.

Кроме того, унифицировано приказное производство АПК и ГПК путем установления размера требований в пределах 500 000 рублей.

Однофамильцы перестанут расплачиваться за чужие долги

Для исключения сложностей с идентификацией должника и обращения взыскания на другое лицо устанавливается требование об обязательном указании в исполнительных документах дополнительных данных об ответчике-организации: наименование, место нахождения и адрес, а также, если они известны, идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер.

При этом в отношении ответчика-гражданина должны быть указаны фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства, а также дата и место рождения, место работы (если они известны) и один из следующих идентификаторов, если он известен: СНИЛС, ИНН, серия и номер паспорта, основной государственный регистрационный номер ИП, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства.

Новые правила выдачи исполнительного листа

Изменяется порядок выдачи исполнительного листа. В гражданских и арбитражных делах исполнительный лист будет выдаваться только по ходатайству взыскателя, за исключением исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета. Аналогичное правило в настоящее время содержится в КАС РФ (при рассмотрении административных дел).

«Подведомственность» заменили на «подсудность»

Исключается термин «подведомственность» применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Одновременно устанавливается правило передачи дел по подсудности из одного суда в другой.

Понятие подсудности необходимо отличать от подведомственности. Нормы о подсудности определяют компетенцию конкретных судов внутри судебной системы по рассмотрению и разрешению гражданских дел. Нормы о подведомственности разграничивают компетенцию судов общей юрисдикции от иных судов (арбитражных, третейских), а также других государственных органов и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать те или иные вопросы права.

Согласно новому закону, если в ходе рассмотрения дела выяснилось, что спор не подлежит рассмотрению данным судом, то суд не будет прекращать производство по делу, а направит дело в другой суд в соответствии с подсудностью.

В КАС включили новые виды дел

Дополняется перечень дел, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства (КАС РФ). Список дополнен делами о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению, и делами о признании информационных материалов экстремистскими.

В отношении дел о лишении гражданина специального права (в том числе на управление транспортным средством, на приобретение, хранение и ношение оружия) сохраняется действующее регулирование – в порядке КоАП РФ.

Также дополняется ряд норм, предусматривающих виды решений суда, которые подлежат немедленному исполнению.

У апелляции появилось больше возможностей для возврата дела

Расширяются возможности суда апелляционной инстанции за счет возвращения дела в исключительных случаях в суд первой инстанции. Суд второй инстанции сможет вернуть дело, поступившее с апелляционной жалобой (представлением), если судом первой инстанции не было рассмотрено заявление о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы (представления); замечание на протокол судебного заседания; заявление о вынесении дополнительного решения.

Суд апелляционной инстанции также возвращает дело в суд первой инстанции, если судом первой инстанции не было изготовлено мотивировочное решение.

Установлены полномочия кассационных и апелляционных СОЮ

Ряд изменений процессуального законодательства связан с реформой судоустройства – с появлением к 1 октября 2019 года в системе судов общей юрисдикции обособленных надрегиональных апелляционных и кассационных судов.

В связи с этим в ГПК РФ и КАС РФ устанавливаются полномочия создаваемых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, апелляционного и кассационного военных судов, а также порядок рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб (представлений) на судебные акты, вынесенные по гражданским и административным делам. Поправками также предлагаются изменения в положения АПК РФ, направленные на унификацию изменений процессуального законодательства в связи с реформированием судоустройства.

https://legal.report/article/20112018/gosduma-uzakonila-plan-processualnoj-reformy-ot-verhovnogo-suda