Электронный нотариат в деле

 

В СМИ появляется информация об изменениях в нотариате в 2021 году, связанных с цифровизацией и внедрением электронных технологий. О новшествах, их роли и значении для граждан беседуем с президентом Орловской областной нотариальной палаты, нотариусом Орла, заслуженным юристом РФ Эльвирой Семеновной Псаревой.

Цифровизация в нотариате

– Эльвира Семеновна, для нотариата электронные технологии – новшество, или он работает в этой сфере?
– В любые сферы жизни и бизнеса сейчас внедряется цифровизация, особенно это актуально в современный период ограничительных мер. Нотариат здесь оказался на передовой, так как уже давно сделал реальной работу с электронными документами, чем активно и с удобствами пользуются госорганы, граждане и представители бизнеса.
Главное преимущество современного нотариата – цифровизация, то есть предоставление гражданам и представителям бизнеса возможности совершать важные для них юридические действия в электронном формате, самостоятельно получать нотариусами необходимые для совершения нотариальных действий справки и данные практически из всех компетентных ведомств и передавать удостоверенные документы по принципу «одного окна», избавляя граждан от лишних хлопот. Нотариат стал практически полностью электронным.
– Объясните, что это такое. Звучит необычно.
– Электронный нотариат – это совершение нотариусом в рамках своих полномочий нотариальных действий с использованием современных информационных технологий и с применением усиленной квалифицированной подписи, имеющейся у каждого нотариуса России. Развитие нотариата в этом направлении идет быстрыми темпами, которые во многом стали возможны в связи с созданием в 2014 году за собственные средства нотариусов России и четко налаженной работой Единой информационной системы нотариата (ЕИС).
ЕИС нотариата – это своего рода уникальный единый электронный архив нотариальных документов, в который вносят сведения о совершенных нотариальных действиях все нотариусы России из 84 нотариальных палат. Он состоит из четырех реестров. ЕИС постоянно расширяется и становится масштабной системой безопасного и надежного хранения и обработки многочисленных данных. В нее занесено более 50 млн нотариальных действий.
Нотариат – единственный из некоммерческих организаций, который посредством ЕИС допущен в систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) с важнейшими государственными ведомствами и является полноценным участником СМЭВ. Это позволяет обеспечить гражданам и бизнесу при обращении к нотариусу возможность получать нотариальную помощь в максимально комфортном режиме «одного окна», не тратя время на походы по различным организациям.
Нотариусы напрямую работают со многими ведомствами – МВД, ФНС России, Росреестром, службой судебных приставов, Центральным каталогом кредитных историй, судебным департаментом при Верховном суде РФ, консульскими учреждениями МИД РФ, банками, органами местного самоуправления, а с октября 2018 года – с Единым государственным реестром ЗАГСов: нотариусы самостоятельно запрашивают необходимые сведения и направляют документы в электронном виде. Такая оперативная связь позволяет заметно сократить сроки оформления сделок и получать из государственных ресурсов исключительно достоверные сведения.
Данные о каждом удостоверенном нотариальном акте надежно хранятся в ЕИС нотариата и защищены от утери и фальсификации, так как исключается любое постороннее проникновение, а сами документы хранятся в зашифрованном виде.
Очевидно, что это новый уровень качества и скорости оказания нотариальной помощи и дополнительная защита прав и интересов граждан и юридических лиц. Удостоверяемый нотариальный акт максимально защищен и сделки безопасны. Это полностью исключает мошеннические схемы по предъявлению доверенностей, договоров, завещаний и иных «нотариальных» документов с поддельными подписями и печатями нотариусов. Такой факт будет оперативно выявлен при проверке документа. В силу положений законодательства представители государственных и муниципальных органов также имеют возможность оперативно проверить подлинность представленного им нотариального документа через СМЭВ, к которой подключена ЕИС. Кроме того, нотариусы используют в своей деятельности специальные защищенные бланки.

Новшества-2021

– Какие новшества появились в нотариате в 2021 году?
– С 29 декабря 2020 года в России вступили в действие поправки в законодательство, которые внесены федеральным законом №480 – их называют «законом о цифровом нотариате». Они необычны и для граждан, и для самих нотариусов, поскольку являются абсолютной новацией. Одна из наиболее значимых – проставление на нотариально оформленных документах специального уникального кода.
Нотариатом в рамках цифровизации приняты меры для дополнительной цифровой гарантии защиты документов. В новый, 2021 год нотариусы вступили со специальной маркировкой QR-кодом, внешний вид многих выдаваемых нотариусами документов изменился. Теперь на них будет размещаться машиночитаемая маркировка (штрих-код), содержащая информацию о документе, который сформируется автоматически при регистрации документа в ЕИС нотариата. Он появляется на большинстве значимых нотариальных документов, таких как различные сделки, в том числе доверенности, брачные и наследственные договоры, соглашения об уплате алиментов, договоры ренты, залога, займа, купли-продажи и дарения, согласия супругов на отчуждение имущества, завещания, свидетельства, корпоративные решения и на других.
Каждый код уникален, он располагается в правом нижнем углу документа. В нем зашифрованы основные реквизиты документа: сведения о заявителях и их представителях, дата совершения нотариального действия, вид нотариального действия и его регистрационный номер, ФИО удостоверившего документ нотариуса и нотариальный округ, в котором действует нотариус.
– Наверное, многие посчитают, что это новшество не для них, и пользоваться проверкой будет сложно…
– Проверить предъявленный документ может любой человек, у которого есть сканирующее устройство, например, смартфон. Если навести запущенное на нем приложение для чтения документов на маркировку, на экране появится ссылка на страницу в интернете, после открытия которой можно прочитать все основные реквизиты документа, которые внесены в ЕИС нотариата.
ЕИС сразу автоматически проверит регистрацию документа в базе данных системы и покажет, есть ли такой оформленный нотариусом документ в ЕИС и совпадают ли его данные с теми, что указаны на проверяемом бумажном документе.
Если документ внесен в ЕИС и полученные по ссылке основные реквизиты совпадают с текстом на находящемся в руках человека документе, значит, документ достоверный и действующий. Нотариусы обычно регистрируют документы в ЕИС в течение суток.
– Повлияет ли дополнительное действие на цену документа?
– Установление дополнительной цифровой защиты на документ не требует дополнительных расходов от граждан. Проставление маркировки на нотариальный акт совершается в рамках одного нотариального действия, а все мероприятия по разработке и технической поддержке кодирования осуществляются за счет средств нотариата.
Следует отметить, что нотариальные документы и до маркировки были защищены специальными бланками для совершения нотариальных действий, но иногда появлялись поддельные бланки, которые выявлялись нотариусами или госорганами, так как ведется строгий учет порядка применения спецбланков. Теперь же любой человек может оперативно самостоятельно установить подлинность нотариального документа.

http://vestnik57.ru/elektronnyiy-notariat-v-dele/